Русские источники о геноциде армян в Османской империи. 1915-1916 годы

Г.А. Абраамян, Т.Г. Севан-Хачатрян


Документы и материалы: 1-14 | 15-30 | 31-36 | 37-45 | 46-55
56-65 | 66-74 | 75-87 | 88-98 | 99-108 | 109-119 | 120-123
124-131 | 132-143 | 144-152

Русские писатели об Армении  Именной указатель  Перечень материалов


66. Министр иностранных дел России послу в Вашингтоне Б.А.Бахметьеву
67. Министр иностранных дел С.Д.Сазонов Министру финансов России Барку
68. Из докладной записки, поступившей в Министерство иностранных дел России
69. Российский посол в Лондоне Министру иностранных дел С.Д.Сазонову
70. Министр иностранных дел России послу в Париже А.П.Извольскому
71. Л. Ошеровский о трагедии турецких армян
72. Мандельштам об армянских резнях 1915г.
73. Армянская жизнь в 1915 г.
74. Результаты турецких зверств

[стр. 73]

№66

Министр иностранных дел России
послу в Вашингтоне Б.А.Бахметьеву

Телеграмма №5774
21 ноября 1915г.

Соизвольте попросить американское правительство уполномочить своего посла в Константинополе посодействовать нам в деле оказания помощи армянам, изгнанным в район Багдадской железной дороги и Месопотамию.

В распоряжение Моргентау будут предоставлены денежные суммы, которые посол должен будет израсходовать согласно желанию армянского патриарха.

Надо предпринять все меры предосторожности, чтобы деньга и купленные товары турки не отняли бы у армян.

Желательно также скрыть от османского правительства, что помощь эта от России, чтобы избежать в отношении армянского населения новых преследований.

Сазонов
МОЭИ, серия 3, т.9.

№67

Министр иностранных дел С.Д.Сазонов
Министру финансов России Барку

Письмо №1381
29 ноября 1915 г.

Группа российскоподданных армян, в том числе члены Гос. Думы Аджемов и Пападжанов, обратилась ко мне с просьбой оказания денежной помощи тем турецкоподданным армянам, которые спаслись от последних избиений, спровоцированных Высокой Портой, и которые в настоящее время находятся в районе германской железной дороги Алеппо-Мосул и в направлении Багдада, где они находятся в крайней нужде и даже близки к голодной смерти.

Российскоподданные армяне намерены обратиться за помощью также к нашим союзникам и к ряду нейтральных государств, и нет сомнения, что их обращение там будет принято с сочувствием. Собранные денежные суммы предполагается отдать под контроль американского посла в Константинополе, для последующего расходования с ведома и согласия армянского патриарха.

[стр. 74]

Принимая во внимание еще до начала войны позицию турецкоподданных армян в отношении России, и что позиция эта в немалой степени объясняет и преследования со стороны турок — я считаю в высшей степени желательным, чтобы русское правительство, взяв на себя инициативу в деле помощи пострадавшим, выделило для этого 500 000 рублей. Эта помощь армянам, по моему мнению, необходима в политических целях — в целях дальнейшего укрепления нашего влияния на армянский народ.

Нижайше прошу Ваше Высокопревосходительство сообщить мне Ваше мнение по этому вопросу, чтобы я смог вынести свои предложения на обсуждение ближайшего заседания Совета министров.

МОЭИ, серия 3. т. 9, стр. 389-390.

№68

Из докладной записки, поступившей
в Министерство иностранных дел России

16 декабря 1915 г.

...Решение армянского вопроса — способом, придуманным турецким правительством — путем истребления всех армян было проведено самым беспощадным образом. Турецкая Армения залита кровью и почти совсем лишилась населения. В некоторых местах армяне спрятались в горы, но там температура 22 градуса ниже нуля (по Фаренгейту) и едва ли многие армяне выживут.

Все это «запугивание» со стороны союзницы Германии только подчеркивает две обязанности держав согласия. Союзники должны покончить с Турцией, в смысле великой державы, и прогнать турок туда, откуда они пришли. Это первая обязанность держав согласия.

Этим ускоряется раздел Малой Азии. Вопрос, без сомнения, уже обсуждался и в принципе решен державами согласия. Едва ли последние поссорятся из-за добычи. Вопрос идет о разделе всей Малой Азии, а потому возможно удовлетворение всех законных притязаний. Можно предотвратить всякую возможность трений в будущем, а также обеспечить развитие, социальное и экономическое, страны плодородной по природе, некогда весьма цветущей, но теперь разоренной и расстроенной несколькими веками плохого правления.

Главной целью нынешней войны — является устройство мелких народностей. Второй задачей держав согласия следует при-

[стр. 75]

знать удовлетворение армянского народа, даровав ему автономию. Ошибаются полагающие, что последние ужасы уничтожили упорный национализм армян, чего не могли сделать самые жестокие гонения в течение нескольких веков. Если бы державы согласия впали в подобную ошибку, то их ждет повторение в Малой Азии того, что ныне пришлось испытать на Балканах. Разве державы согласия признают, что Талаат бей был прав, заявив, что нанесет армянам такой удар, который заставит их забыть об автономии еще целых 50 лет. Разве Греция не была в подобном же положении в конце своей борьбы за независимость. Это не помешало Греции устроиться.

Английское население не достаточно понимает силу привязанности армян к своей родине. После восстановления порядка и обезвреживания турок и курдов, в автономную Армению стекутся ее сыны со всех концов мира. Нашедшие убежище в России уже возвращаются следом за русскими войсками. Несмотря на разрушительную политику «младотурецкого правительства», армянский вопрос все еще подлежит решению.

Некоторые лица упорно отрицают политические способности у армян, оспаривая дарование армянам автономии. Исторические факты говорят противное: почти 17 веков армяне, при самых неблагоприятных условиях, сохранили почти полную народную самостоятельность. Выселившиеся в чужие пределы армяне (в Польшу, Венгрию, Византийскую Империю, Россию, Персию, Соединенные Штаты) везде проложили себе дорогу. В Византийской Империи было несколько императоров и регентов из армян, среди которых наиболее известен Лев Мудрый. Армяне честно служили своей приемной родине, но всегда оставались в душе армянами. В Турции их ненавидели из-за разницы вероисповеданий, но и там они играли большую роль; так называемая конституция Митхада написана не им, а его секретарем — армянином Огиав эффенди. В Персии армяне играли большую роль, принимая в последнее время значительное участие в движении в пользу реформ... В России, где армянам жилось хорошо, все еще помнят генерала Лорис Меликова, пользовавшегося особым доверием Александра II, поручившегу ему даже составить проект конституции. В Египте также армяне достигли высших иерархических ступеней. Нубар паша справедливо считался «одним из лучших государственных деятелей своего времени». Следует отметить, что это объясняется отнюдь не особой талантливостью отдельных личностей, но что и многие рядовые армяне проявили чрезвычайные политические способности и сознание гражданского долга.

[стр. 76]

Все эти несомненные факты прочно устанавливают право армян, быть опрошенными и выслушанными при устройстве их будущности. Курдский вопрос решится сам собою, во-первых, вследствие отсутствия поддержки турецкого правительства, во-вторых, разоружением курдов, или же, если им будет оставлено оружие, то разрешением армянским крестьянам также иметь оружие. Установлено, что армянские деревни, в которых жители были вооружены, никогда не подвергались разгромлению.

Следует решить еще два вопроса: о преобладающей народности данных провинций и о влиянии автономной Армении на будущую международную политику.

При отсутствии достоверной статистики, все же можно определить, что армяне составляют 35% населения этих провинций. Хотя это и меньшинство по сравнению с общей массой мусульманского населения, но армяне превышают численностью турок и курдов, взятых в отдельности. Затем простое численное превосходство не может служить должным мерилом. Гораздо важнее политическое, культурное и экономическое значение данных элементов. Превосходство армян во всех этих отношениях не подлежит никакому сомнению. Кроме того, следует помнить, что армяне толпами вернутся на родину тотчас после введения автономии и тогда численное превосходство турок и курдов быстро исчезнет.

Вопреки общераспространенному мнению, большинство армян земледельцы, а не исключительно купцы, промышленники и ростовщики. После веков гнета армянские земледельцы блестяще доказали свою храбрость и боеспособность. Более 100 000 армян записалось в ряды русских войск для борьбы со своим давнишним врагом — турками. Армяне на Кавказе и в Москве пожертвовали миллионы рублей на армянские дружины добровольцев. Полная сплоченность армянского народа никогда не проявилась сильнее, как в нынешнюю войну. Всякие опасения, что армянский народ не сумеет защитить се,бя и своей автономии, совершенно неосновательны, в виду их доказанных способностей, мужества и патриотизма.

Дарование армянам автономии в политическом отношении создаст в центре Малой Азии государство, которое будет способствовать сохранению мира и прогресса. Выход к Средиземному морю безусловно необходим армянам, так как в противном случае Армения, подобно Сербии, будет «завязана в мешке». Подобный выход к морю может быть предоставлен, нисколько не нарушая интересов Франции в северной Сирии, ни итальянских — в Адалии. Армяне окажут благотворное влияние на курдов и другие, ок-

[стр. 77]

ружающие их, менее культурные народы. Подобное влияние армяне оказали на Кавказе, где в 1906 году у них было 500 школ, в общем, лучших, чем русские. Единственная надежда вывести Малую Азию из состояния варварства — наличность автономного, христианского, а потому прогрессивного армянского государства. Всякий шаг населяющих Малую Азию народностей к развитию и более мирному образу жизни усиливает возможность длительного международного согласия. В этом великом деле преобладающую роль должна сыграть автономная Армения.

У Европы громадный долг перед Арменией. Англия особенно много должна, так как была главной виновницей Берлинского трактата и Кипрской конвенции. Разорвав русско-турецкий мирный договор и заменив его Берлинским трактатом, Англия дала Турции возможность грабить и убивать армян многие годы. Великобритания пыталась истребить зло, причиненное Армении, но тщетно. Недалек день, когда слово Англия, поддержанное Россией и Францией, станет законом в Малой Азии. Этот день и будет днем искупления.

АВПР, Политархив, д. 3504, л. 81-86.

№69

Российский посол в Лондоне
Министру иностранных дел С.Д.Сазонову.

Телеграмма №906
28 декабря 1915г.

Копия отправлена в Париж.

Получил №6518.

Не имея возможности вести переговоры с армянами и арабами одновременно, Грей мне сказал, что он предпочитает, чтобы с армянами переговоры вела Франция. Считая возможными переговоры Англии с арабами относительно Аравии и Месопотамии, в вопросах Сирии и Малой Азии, где господствуют французские интересы, в переговорах с армянами и арабами Грей предполагает определенные трудности. Он сказал, что если армяне предпочитают вести переговоры в Египте, то Завриев может встретиться с французским послом в Каире.

Никольсон сказал мне, что Джемаль был противником арабов, и это создает определенные трудности.

Бенкендорф
МОЭИ, серия 3, т.9, стр.764.

[стр. 78]

№70

Министр иностранных дел России
послу в Парижа А.П.Извольскому

Телеграмма №6633
30 декабря 1915 г.

Ссылаюсь на свой №6518 и Бенкендорфа №906.

Присоединяюсь к мнению Грея, что переговоры с Джемалем через армян лучше всего сосредоточить в руках французов. Соизвольте в этом смысле объясниться с Брианом, отметив, что принимая во внимание его ранее высказанные мнения, считаю необходимым предоставить Франции руководящую роль в переговорах, которые могут затронуть судьбу Сирии. Мне, несомненно, желательно будет быть в курсе процесса переговоров и я поручу нашим представителям оказывать всяческое содействие французским коллегам.

Сазонов
МОЭИ, серия 3, т.9, стр.773.

№71

Л. Ошеровский о трагедии турецих армян

(Выдержки из книг)

...Судьба многострадальной Армении так трогательна и так плачевна, что камни вопиют о помощи. Мы не можем остаться равнодушными при виде такого ужасного горя, при виде людей, обреченных на голодную смерть и молящих о спасении... Ныне перед нами встает большая благородная цель — помочь армянским беженцам. Мы не можем успокоиться до тех пор, пока не разрешена эта важная и настоятельная задача*.

...Еще никогда российские армяне не стремились так горячо сблизиться с Россией, еще никогда они не проявляли столь непреодолимое, страстное стремление служить своей родине, как сейчас...

...Какая ужасная картина страданий встает перед нами! Какое глубокое, искреннее горе несчастных матерей, оплакивающих своих детей, неутешных вдов и сирот, проливающих горькие слезы! Какой поэт может изобразить телесные и душевные конвульсии умирающих в мучениях армян под ударами ножа кровожадных ту-

[стр. 79]

рецких вампиров!! У кого не дрогнет сердце, у кого не пробежит дрожь по телу при мысли об этих жестоких истязаниях и зверских убийств!..**

* Ошеровский Л. Я., «Трагедия армян-беженцев», Пятигорск, 1915 г.
** Ошеровский Л. Я., «Идея автономного строя в Турецкой Армении под протекторатом России», Пятигорск, 1915 г.

№72

Мандельштам об армянских резнях 1915 года

(Отрывки из книги «Судьба Оттоманской империи»)

Признаки, предвещающие резню

...в начале 1915 г., после первых поражений оттоманского государства, все армянские солдаты были удалены из турецких рядов и собраны в рабочие батальоны, чтобы быть использованы при постройке дорог и фортификаций. В то же самое время, декретом было предписано разоружение всего армянского гражданского населения в империи.

Этот декрет положил начало режиму ужаса в армянских провинциях. Когда армяне сдали оружие, было объявлено о раскрытии заговора в Константинополе. В случае, если обыск не давал желаемых результатов, применяли пытки, и много безобидных армян покупали оружие у мусульман, чтобы сдать его властям. Но другие, предвидя, что разоружение армян было только прелюдией к резням, сохраняли средства защиты, решив продать свои жизни дороже, чем их соотечественники в 1895г.

Резня на месте

Вопреки лживым заявлениям турецкого правительства, не было никакого армянского бунта или революции. Армяне взяли в руки оружие лишь тогда, когда они увидели угрозу резни, подчиняясь естественному желанию продать свои жизни дороже насколько возможно.

В Ване они прибегли к оружию после избиения большей части населения окружающих деревень и после предательского убийства их именитых граждан по приказу вали Джевдет-бея, который к тому же окружил их кварталы траншеями. Военные действия были открыты турками, которые не смогли взять армянские позиции и сняли осаду 20 мая 1915 г. при приближении русских. Прогнанный из Вана, Джевдет-бей вначале двинулся со своими батальонами мясников (касабы), как их называли, на Сорб, где он

[стр. 80]

вырезал (в конце мая) большую часть жителей.

Достойный шурин Энвера-паши, он после этого вернулся в Битлис, где вырезал (конец июля) 15 000 армян, которые оказали очень слабое сопротивление. Тем временем, турки и курды Диарбекира вырезали армян Сильвана, Бешири и обширной равнины, которая простиралась от Диарбекира до подножья горы Сасун. Но горцы Сасуна, поддерживаемые помощью беженцев, решили защищаться. В начале июля турки, подкрепленные армией в 20 000 человек, под командованием Кязим-бея, вырезали всех деревенских жителей равнины Муша, несмотря на отчаянное сопротивление; 10 июля сам город Муш был бомбардирован; мужчины были убиты после четырехдневного сопротивления, женщины и дети были заживо сожжены в полях, куда их загнали. Но сопротивление сасунцев было сломлено лишь 5 августа после долгих и ожесточенных боев, в которых погибла большая часть из них. К концу июля турки смогли временно вернуться в Ван и уничтожили тех из его жителей, которые не последовали за русской армией при ее мгновенном отступлении.

Следует признать, таким образом, что армяне районов Вана, Битлиса, Муша и Сасуна оставались лояльными вплоть до позволения вырезать себя без сопротивления как элемент «вредный и опасный» для блага и безопасности их дорогого оттоманского отечества. Следует также признать, что несмотря на все пытки и обыски, проведенные в первый период войны, они смогли сохранить кое-какое оружие и осмелились воспользоваться им против палачей, определенное количество которых продолжает их сопровождать в их последнем путешествии. Но следует также признать, что армяне только защищались и никогда не нападали первыми на турецкие отряды.

Еще более ошибочно говорить об армянском мятеже в других частях Оттоманской империи.

В Зейтуне «мятеж» ограничился защитой одного монастыря двумя десятками армян, которых вывели из себя жестокости, совершаемые жандармами; действие отдельное и нисколько не поддержанное населением, которое было тем временем выслано.

Армяне некоторых деревень вилайета Сиваса, например Амасия и Шабин-Карагиссар, прилагали вначале все усилия, чтобы избежать конфликта с турками, но, предвидя затем резню, предпочли погибнуть с оружием в руках. Также погибли армянские жители Урфы. Армянское население деревни Муса Дат, которое находилось в таком же положении, было спасено французским

[стр. 81]

флотом.

Таким образом, во всех случаях вооруженного сопротивления мы видим не революционеров, а несчастных, которые сохранили кое-какое оружие и предпочли смерть в борьбе медленной казни или нищете ссылки. Впрочем, к чему приводили отказ от всякого сопротивления и складывание оружия, видно на примере деревни Г., вали которой, заставив сдать себе оружие, поспешил заявить в Константинополь о вспышке армянской революции, которую он вынужден был, следовательно, подавить...

Отправка сосланных

Сослание не проводилось одинаково по всей империи. Вначале оно было применено к здоровому мужскому населению. В некоторых местах молодые армяне, не зачисленные в армию, были уже заключены в тюрьмы в течение весны. В других местах отсрочка, разрешенная на приготовления, была обычно в несколько дней или даже несколько часов, часто только один час. Очень часто армян просто созывали публичным глашатаем на площадь перед правительственным зданием и арестовывали; иногда их задерживали на улице или в домах. Женщины и дети задерживались тем же жестоким способом.

Там, где мужчины были внезапно оторваны от своей работы и были принуждены оставить свои мастерские и лавки, не имея возможности даже закрыть их, были вынуждены покинуть свой скот в горах и свои плуги на пашнях, там, где женщины были схвачены при вставании с постели или во время стирки, очевидно, не может быть вопроса о приведении их дел в какой-то хоть порядок. Но даже там, где были разрешены несколько жалких дней, высылаемые могли извлечь из них лишь очень малую пользу. Потому что, если в нескольких городах, вопреки положениям декрета, власти и разрешали продажу имущества, она проводилась по ничтожной цене, к тому же вырученная сумма часто конфисковалась полицией... Что касается правительственных комиссий, назначенных для управления имуществом сосланных, они не удовольствовались удержанием на обычном уровне достаточно бесславной репутации оттоманских властей; отмеченные злоупотребления превосходили все, что было известно до настоящего времени в этом отношении даже в Турции.

Таким образом, несчастные сосланные имели в начале своих жестоких страданий только один шанс — тащить с собой часть своего имущества, насколько им это позволяла нехватка и дороговизна средств транспорта.

[стр. 82]

Резня в пути

Транспортные колонны сосланных армян, состоящие исключительно из здоровых мужчин, были полностью вырезаны в пути, обычно на небольшом расстоянии от места отправленеия. Это мрачное дело было выполнено либо бандитами-курдами, либо турецкими крестьянами, либо турецкими жандармами или регулярными солдатами. В смешанных караванах обычно убивались только мужчины, между тем как молодые женщины были изнасилованы или похищены. Однако были случаи, когда были вырезаны все без различия — мужчины, женщины, дети. Немецкий профессор Нипаш даже сообщает о резне в Рас-эль-Айне каравана, состоящего исключительно из женщин и детей. Резням обычно предшествовали ужасные жестокости.

Следует особенно заклеймить убийство тысяч армянских солдат, занятых на постройках дорог и расстрелянных или вырезанных своими «товарищами» — турками.

Обхождение с сосланными во время транспортировки

Караваны сосланных, составленные особенно из стариков, женщин и детей, начиная с момента их отправления были объектом наиболее постыдной эксплуатации со стороны властей, которые должны были их опекать. На небольшом расстоянии от города, возчики, при участии жандармов, высаживали их и возвращались назад со своими повозками, оплаченными на вес золота, оставляя несчастных продолжать путь пешком. Турецкие и арабские крестьяне и разбойники курды нападали на караваны и грабили их по ночам, убивали мужчин, насиловали или похищали молодых женщин, крали детей. Жандармы помогали разбойникам в этом деле, вымогая из жертв деньги за охрану, которую они оказывают. Каймакамы (начальники районов) заставляли армян платить им деньги, чтобы гарантировать себе безопасность, и затем позволяли нападать на них. Власти почти не производили раздачи продовольствия; часто они даже препятствовали сосланным обеспечивать себя продовольствием во время транспортировки.

Таким образом, тысячи их погибли от голода и жажды.

Жестокость жандармов и разбойников не имела границ; в некоторых случаях они отнимали у сосланных всю одежду и заставляли их шагать в пустыне совершенно голыми под палящим солнцем целыми днями; когда достигали колодца, жандармы продавали право пить. Женщины, которые только разродились, должны были сразу же продолжать путь... Время от времени палачи, слов-

[стр. 83]

но выведенные из себя выносливостью оставшихся в живых, топили женщин и детей в реках, сжигали их живыми или убивали с утонченной жестокостью. Евфрат нес тысячи трупов, множество других отравляли зловонием большие дороги, без погребения, к радости ястребов и собак.

...Из 18000 изгнанных их Харпута, Эгина, Токата и Сиваса, только 350 достигло Алеппо, а из 19000 высланных из Эрзерума осталось 11... И если, несмотря на эти сложности, часть сосланных все же достигла места назначения, это просто потому, что нужно было доказать европейскому мнению прибытие, по меньшей мере, хотя бы некоторого количества армян и также потому, что было очевидно, что оставшиеся в живых погибнут в своем новом местопребывании.

Обхождение с сосланными во временных
концентрационных лагерях и в местах назначения

Армяне, которых транспортировали по анатолийской железной дороге, правда, избежали преследований разбойников, поскольку они были в поездах, но их положение было не более завидным. Загнанные в скотские вагоны более тесно, чем скот, они страдали и умирали от голода и жажды; часто матери бросали своих детей из окна в реки, чтобы сократить страдания этих малышей от голодной смерти. Движение войск и количество сосланных делали к тому же этот путь очень медленным, и во многих пунктах их загоняли в концентрационные лагеря, где они ждали в течение недель или месяцев новой погрузки. Санитарные условия этих открытых лагерей, где сосланные имели только палатки, которые они сами смогли соорудить из своих отрепьев, не поддаются никакому описанию. Власти не производили раздачи продовольствия, или если производили, то только в совершенно недостаточном количестве. Ужасные эпидемии тифовой лихорадки, малярии и дизентерии также опустошали лагеря. Что касается властей, то они эксплуатировали сосланных самым постыдным образом, заставляли их платить за малейшие льготы, вплоть до такой, как разрешение хоронить мертвых.

Не менее ужасным было положение армян в местах их назначения, где они надеялись найти хотя бы смягчение своих страданий. Было ли это в Султание, вредной для здоровья пустыне вилайета Кония, в районах Алеппо, Гама, Гом и Дама, или в их наиболее крупном сборном пункте Дер-эль-Зоре — они продолжали подвергаться такому обхождению, которое не оставляло ни малейшего сомнения в намерениях властей их истребить...

[стр. 84]

Религиозная сторона

Решение о гонениях армян было принято правительством по политическим мотивам, а не религиозным, и именно потому турецкие власти были столь неблагосклонны к обращениям в новую веру, которые могли освободить новообращенных от действия декрета о ссылке. Таким образом, лишь в одном или двух городах достаточно большое число семей смогло спастись отступничеством. Во многих других случаях новообращенные после некоторого промежутка времени были сосланы, как и другие. Большое число женщин, действительно, обратились в ислам, но вследствие брака, заключенного с турком — одного только обращения было недостаточно для того, чтобы избежать ссылки. Дети армян, подобранные турками, естественно, также воспитывались в мусульманской вере.

...Несмотря на светский, так сказать, характер преследований — поскольку они направлены против расы, а не против религии, инстинкт фанатизма пробуждался неоднократно среди турок во время этих событий. Он выражался в жестоких казнях многих армянских священников, в грабеже церквей и превращения их в мечети.

Можно, таким образом, смело утверждать, что в ужасных муках, перенесенных армянскими христианами, не только их раса, но также и религия их была поругана, оскорблена и осквернена.

Жестокости и пытки

Пытки и жестокости, жертвами которых были армяне в 1915г., не уступали нисколько тем, которые налагались в 1895 и 1909гг., с точки зрения утонченности и разнообразия.

Жестокое битье палками; вырванные глаза, ногти и волосы; отпиленные или отрубленные носы, руки, ноги и другие члены тела; прижигания каленым железом, подвешивание к потолку — ничего не отсутствует в списке. Женщины насиловались, предпочтительно в присутствии изуродованных мужей и иногда столь большим количеством солдат, что они сходили с ума. Ничего нового, таким образом. Характер турок и курдов не изменился. Будет досадно, однако, не отметить здесь ужасное обвинение, публично приведенное армянами против шурина Энвера-паши губернатора Вана, Джевдет-бея, начальника «батальонов мясников». Это именно его превосходительству принадлежит честь изобретения двух пыток: первое, это подковывать ноги армянам, как вьючному скоту — новость, которая стоила изобретателю клички «кузнец Бахкале»; другая — это пытка кошками, заключающаяся в том, что вво-

[стр. 85]

дили кошек под одежду пытаемых и затем избивали животных, чтобы заставить их погружать зубы и когти во внутренности жертв.

Ответственность центрального правительства,
его органов и турецкого народа

...Как факт, справедливо вытекающий из Синей книги, уничтожение в таких громадных масштабах человеческих жизней, сопровождаемое такими муками, не было делом религиозного фанатизма. Это была резня по приказу, производимая или бессознательными солдатами, или лицами, для побуждения жестоких инстинктов которых многого не требовалось.

...Тот, кто знает восточный характер, признает вместе с Синей книгой, что мусульманские крестьяне никогда не осмелились бы действовать без подстрекательства официальных властей. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы национальная честь турок и курдов не подвергалась новому и глубокому ущербу в глазах истории по причине резни, так как выступления людей этих двух народов ознаменовались жестокостями, которые, может быть, превзошли таковые 1895-96 или 1909гг.

Поведение турецких жандармов, опьяненных властью, данной им над тысячами человеческих жизней, вызывает еще больше отвращения, ужаса и презрения, чем поведение курдов или крестьян. Столь расхваленная доброта турецкого народа могла бы проявиться во время ссылки армян и помешать если не казням, то по крайней мере хоть мучениям и пыткам, столь жестоким, сколь и бесполезным. Но какое бы преступление не совершили эти люди-звери, главная ответственность падает на тех, кто их натравил.

Как требует справедливость, нужно признать, что находились турецкие чиновники, отказавшиеся выполнять кровавые приказы из Константинополя и даже старавшиеся им противодействовать. Так, Рами-бею, вали Смирны, Сулейман-Назир-бею, вали Багдада, Фаик-Али, губернатору Котайна, удалось воспрепятствовать всякой резне. Но подобная оппозиция, насколько мы знаем, увенчалась успехом лишь в этих трех случаях. Вали Эрзерума, Таниен-бей, вали Трапезунда, Ангоры, Алеппо и Аданы также пытались противодействовать бесчеловечным приказам из Константинополя. Но их сопротивление было быстро сломлено и приказы из Константинополя были выполнены чиновниками, более послушными воле центральных учреждений, так как младотурецкое правительство решило истребить армянский народ в империи. Как сказал страшную правду один иностранный очевидец, «ссылка была лишь вежливая форма резни». Провинциальные чиновники,

[стр. 86]

преданные правительству и бывшие в курсе его намерений, нисколько их не скрывали. Они кричали об этом в лицо американцам и немцам. Мутесариф Муша открыто заявил, что в первый же возможный момент уничтожат весь народ. «Истребление — единственное средство», — заявил он. «Вы не понимаете, что мы ставим себе целью, — заявил председатель одной из комиссий по высылке одному немцу, — мы хотим уничтожить название «армянин». Так же как немцы хотят быть замещенными только немцами, так и мы, турки, хотим только турок».

...С безжалостной твердостью турецкое правительство запрещало, отталкивало всякое милосердное вмешательство европейцев, которые находились в то время в стране, также как и американского правительства, которому оно отказало даже в разрешении перевезти армян в Америку. Более жестоко, чем Абдул-Гамид, оно вешало редких турок, которые осмелились помогать армянам. И члены местных комитетов «Единение и прогресс» были на местах, чтобы стимулировать рвение властей и чтобы изобличать и смещать чиновников, подверженных жалости. Некоторые даже, как известный Джемаль-эфенди, лично беспокоились при организации маленькой резни на месте или для оказания полезной помощи убийцам, не забывая потом вкусить праведный отдых в объятиях обращенных в истинную веру дочерей вырезанных. И под всеми этими мерзостями, которые наложили на окровавленный век самое бесчестное клеймо, слышны циничные торжествующие голоса «великих убийц», сменивших Абдул-Гамида: Энвера-паши, «героя свободы», Талаат-бея, «воплощения единения и свободы». «Все это нас забавляет», — заявил этот последний, старый компаньон и друг дашнакцаканов, который уже будучи министром, часто сидел с ними за столом и который так хорошо умел напевать армянские революционные гимны...

Да, Энвер и Талаат, два диктатора империи, являются главными виновниками бойни армян. Очень вероятно, они были подталкиваемы к преступлению зловещими докторами Вехаедин Шакиром и Назим-беем.

Но возможное соучастие этих двух чудовищ не должно снять обвинения с двух хозяев Турции. Говоря это, мы, конечно, не хотим исключить ответственность других членов кабинета Сайд Галим-паши. Все они совместно ответственны за ужасное убийство несчастной армянской нации. Ни пустому и напыщенному великому визирю Саид-Галим-паше, ни «великому юристу» Халил-бею, ни коварному Джемаль-паше не удастся отмыть от своих

[стр. 87]

имен безобразную грязь. Они не протестовали против резни, они ее допускали, поскольку все они остались в кабинете. Вот почему Франция, Россия и Англия, после первых же убийств, 24 мая 1915 объявили Высокой Порте, что они считают ответственными за резни армян лично всех членов оттоманского правительства, равно как и агентов последних.

Расширение преступлений Турции в 1915г.

Если установить даты резней, с очевидностью выявляется также методический план, который оттоманское правительство применило для «очищения» мало-помалу страны от армян. Апрель и май 1915г. были назначены для очищения Киликии; июнь и июль — для востока (вилайеты Эрзерум, Трапезунд, Ван, Битлис, Харпуг, Сивас), август и сентябрь — для областей к западу от Сиваса, население которых было выслано по анатолийской железной дороге (Ангора, Адабазар, Брусе), юго-восток (Джибал-мусса, Урфа, Айнтаб) был очищен лишь между серединой июля и сентябрем. Армяне Андриаполя были высланы лишь в октябре, армяне Кесарии — в ноябре. В Константинополе большая часть и в Смирне все армянское население до сих пор избежали ссылки. В целом вся работа по «очищению» была произведена между 8 апреля и 6 ноября 1915 г.

Синяя книга признает невозможность достаточно точной статистики резней и ссылок в настоящее время. Впрочем, число армян до катастрофы было так же спорным; Патриархат оценивал это число в 2 100 000, тогда как турецкое правительство лишь в 1 100 000, вследствие чего издатели Синей книги оценивают это число между 1 600 000 и 2 000 000....

Le sort de I'Empire Ottoman par Andre Mandelctam Lausanne-Paris,
1917 г., стр. 245-272.

№73

Армянская жизнь в 1915г.

(Из корреспонденции в газете «Кавказское Слово»)

Армянская нация за все свое многовековое существование не видела более злосчастного года, чем минувший 1915-ый год.

Почти с достоверностью выяснилось, что по заранее составленному турецким правительством и одобренному немцами плану, было вырезано, замучено и загнано, Бог знает куда, около 850 000 армян. Этой печальной участи подверглись армяне как столицы —

[стр. 88]

Константинополя, так и провинций — как городов, так и, в особенности, деревень, как в самой Турецкой Армении, так и в Киликии. Около 5 000 жертв в последнем удалось спасти французскому крейсеру. Десятки тысяч армян погибают где-то в пустынях Месопотамии и Аравии. Многие обращены в ислам. Женщины уведены в гаремы. Наконец, около 200 000 армян из Турции бежало в пределы России. Это паническое бегство имело место дважды: в начале и в середине года, при отступлении русской действующей армии из пределов завоеванной части Турецкой Армении... В мае месяце был взят Ван, где армянское население целый месяц успешно выдерживало натиск турецких войск...

...Русская военная власть установила в Ване и в завоеванной области гражданское управление с правами военного времени, причем во главе управления был поставлен Арам, герой Ванской самозащиты... Жизнь в городе постепенно входила в нормальную колею, как вдруг был дан приказ эвакуировать Ван, и изо всей обширной области армянское население вновь потянулось в пределы России. Более двух недель катилась ужасная волна беженцев и, докатившись до стен Эчмиадзинского монастыря, разбилась здесь, разбрызгав кровью всю Араратскую землю. От 150 до 200 тысяч человек, преимущественно женщин и детей бежало от ужасов и смерти... Бедствия их в пути и далее, в первое время, в пределах России, — не поддаются описанию. Их таборы многие называли «дантовым адом наяву»...

Мин. Бер.
«Кав. Сл.», №1. 1 января 1916 г.

№74

Результаты турецких зверств

(Сообщение в журнале «Армянский Вестник»)

1. Согласно доклада, составленного в последнее время на основании достоверных фактов, количество армян, убитых, выселенных, обращенных в ислам, выражается в следующих цифрах:

  Город и округ Количество
  Армаш 5000
  Никодимия 65000
  Брусса 25000
  Пандрмай 15000
  Кесария 40000

[стр. 89]

  Сиваз 81000
  Евдокия 23000
  Амасия 25000
  Шапен-Гарагисар 25300
  Самсун 20000
  Трапезунд 32700
  Эрзерум 72000
  Эрзингян 25000
  Байбурт 17000
  Дериджан 15000
  Кемана 10000
  Харпут 45000
  Кгний 27000
  Сигерт 25000
  Диарбекир 55100
  Басен 10500
  Акн 10200
  Арарджер 19500
  Чмшкадзак 9000
  Алеппо 15800
  Сис, Аджин 30300
  Зейтун Фонуз 28000
  Тхрик 11300
  Битлис-Муш 51500
    _____________
    Итого 835600

В Турции жестоко пострадали следующие представители высшего армянского духовенства:

Убиты: епископ Калемкарян, Сивазский епархиальный начальник; архимандрит Хоренян, Харпутский епархиальный начальник; епископ Састетян, Эрзерумский епархиальный начальник. Повешены: архимандрит Торикян, епархиальный начальник Гарагисара; Налбандян, епархиальный начальник Чарсандажа. Живым сожжен: архимандрит Члчатян — епархиальный начальник Диарбекира. Заключены в тюрьму: епископ Оваким, епархиальный начальник Никодимии; епископ Месроп, епархиальный начальник Армаша; епископ Даниэльян, епархиальный начальник Бруссы; архимандрит Пеприкян, епархиальный начальник Кесарии; архимандрит Гаспарян, епархиальный начальник Евдохии; архимандрит Амазасп, епархиальный начальник Самсуна; архимандрит Дурян, епархиальный начальник Трапезунда; архимандрит Дани-

[стр. 90]

эльян, епархиальный начальник Алеппо; архимандрит Галентерян, епархиальный начальник Битлиса.

«Арм. Вест.», №2. 1916 г.

2. Число беженцев на Кавказе

Канцелярия главного комитета по устройству беженцев на Кавказском фронте получила следующие сведения о числе беженцев к 1 января 1916г.

В Эриванской губернии: 105 000 (31037 мужчин, 33653 женщин, и 40 310 детей).

В Елисаветопольской губ.: 9500 (1779 м., 3951 ж. и 3770 д.).

В Тифлисской губ.: 7400 (1818 м., 2122 ж. и 3160 д.).

В Черноморской губ.: 2300 (1122 м., 898 ж. и 280 д.).

В Ставропольской губ.: 6200 (1657 м., 2473 ж. и 2070 д.).

В Терской области: 3500 (810 м., 1100 ж. и 1590 д.).

В Кубанской обл.: 10000 (2446 м., 3624 ж. и 3930 д.).

В Карсской обл.: 24000 (7809 м., 9201 ж. и 6990 д.).

В Батумской обл.: 12000 (2500 м., 3500 ж. и 6000 д.).

В Бакинской губ.: 2900 (900 м., 1000 ж. и 1000 д.).

Всего беженцев — 182 800 человек, из коих мужчин — 51 873, женщин — 61 522, детей — 69400.

Согласно сведениям, сообщенным уполномоченным Союза городов, теперь на Кавказе 164 000 беженцев, из коих 100716 в Эриванской губернии, 11 840 в Елисаветопольской губ., 7660 в Тифлисской губ., 1360 в городе Тифлисе, 11 000 в Карсской области, 900 в Бакинской губ., 12 000 в Алашкертской долине и 20 000 в Персии.

Число беженцев в Турции и в Персии, нуждающихся в пособии к январю 1916 г.:

В районе Вана — 5000 (2615 м., 1075 ж. и 1310 д.).

В районе Баязета — 1 100 (165 м., 555 ж. и 380 д.).

В районе Диадина — 6 000 (1800 м., 1500 ж. и 2700 д.).

В районе Урмии — 15 000 (4 000 м., 6 000 ж. и 5 000 д.).

В районе Дильмана — 20 000 (4 000 м., 9 000 ж. и 7 000 д.).

В районе Хоя — 4500 (1 000 м., 1 300 ж. и 2 200 д.).

«Арм. Вест.», №1. 1916 г.