ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, том 2, часть 2

Барсегов Ю.Г.

Документы. Дополнение к 1-му и 2-му томам Сборника


Предыдущая    Вернуться к содержанию    Следующая


№ 2. Текст письма Президиума ЦК КП Армении в ЦК КПСС
№ 3. Протокол заседания Президиума ЦК КП Армении
№ 4. Текст письма руководства Армянской ССР в ЦК КПСС относительно Нагорного Карабаха и Нахичевана

[стр. 15]

К РАЗДЕЛУ V

№2

Текст письма
Президиума ЦК КП Армении в ЦК КПСС

13 ноября 1964 г.

О мероприятиях в связи с 50-летием массового истребления армян 1915 году

В апреле 1965 г. исполняется 50 лет со времени массового истребления армян. В 1915 г., в Первую мировую войну, трехмиллионное армянское население, проживающее в Западной Армении, а также других городах и местностях Турции, подвергалось массовой резне, выселению и истреблению. Это было осуществлением правящей кликой султанской Турции человеконенавистнической политики геноцида в крупных масштабах.

Планы «решения» армянского вопроса путем физического истребления армян в Оттоманской империи осуществлялись еще в 70—90-х гг. XIX в. султаном Абдул-Гамидом. Эту политику в более широких масштабах продолжали младотурки. Их планы вытекали из пантюркистских захватнических устремлений господствующих кругов Турции, стремящихся отторгнуть Кавказ и некоторые другие территории от России. На пути осуществления этих планов, по заявлению младотурков, стоял армянский народ, издавна и традиционно стремившийся связать свою историческую судьбу с Россией.

Начиная с весны 1915 г. правящая клика тогдашней Турции непосредственно приступила к практическому осуществлению политики геноцида — к физическому уничтожению армян. Истреблению подвергалось мирное население, в том числе женщины, дети и старики. Преднамеренно уничтожались представители армянской интеллигенции. Зверская расправа постигла крупнейших армянских писателей Зограба, Варужана, Сиаманто и многих других. Жертвой массового террора стал и известный армянский композитор Комитас. Таким путем было истреблено около полутора миллиона армян, столько же спаслось бегством и рассеялось по всему миру.

[стр. 16]

Созданные армянским народом на протяжении многих веков материальные и культурные ценности, исторические и архитектурные памятники подвергались варварскому уничтожению и разбою, предавались огню. Западная Армения была опустошена.

По циничному заявлению тогдашнего министра внутренних дел Турции Талаат паши, за три месяца было сделано то, чего не смог сделать султан Абдул-Гамид за тридцать лет. Турецкие националисты с одобрения западных империалистов хотели «разрешить» армянский вопрос путем уничтожения целого народа. Это было проявлением политики геноцида как каннибальского метода решения национального вопроса. Недаром Гитлер, осуществляя политику истребления евреев, славян и других народов Восточной Европы, в августе 1939 г. говорил, что история не осудит немцев за это, ведь «в наше время никто не вспоминает истребление армян в Турции».

Ужасы тех лет, пережитые армянским народом, еще живы в его памяти и в памяти других народов.

Беспрецедентные зверства турецких расистов, погромы и массовая резня армян вызвали возмущение во всем мире. Лучшие представители прогрессивной общественности подняли голос протеста против этих злодеяний. Среди них особенно мужественно прозвучал голос выдающегося сына немецкого народа Карла Либкнехта, который в своем выступлении в рейхстаге в январе 1916 г. гневно осудил варварскую политику младотурков и их покровителей в лице германского империализма. С осуждением чудовищной политики истребления армян выступали Максим Горький, Валерий Брюсов, Анатоль Франс, Ромен Роллан и многие другие.

В самые трагические дни истории армянского народа только Советская Россия стала его истинным другом и спасителем. Она выступила в защиту интересов армянского народа. В декабре 1917 г. был издан декрет «О Турецкой Армении». Имеется ряд документов, показывающих, какой огромный интерес проявляли В.И. Ленин и его соратники — Ст. Шаумян, С. Киров, С. Орджоникидзе, Г. Чичерин и др. — к решению армянского вопроса, который отвечал бы чаяниям трудового народа. По инициативе В.И. Ленина Советская Россия оказала братскую помощь армянским беженцам, приютив, несмотря на тяжелые условия, сотни тысяч спасшихся армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других областях республики, предоставив им жилье, продовольствие и материальные средства. Тем самым была спасена жизнь десятков тысяч армянских беженцев.

После установления Советской власти в Армении, благодаря осуществлению ленинской национальной политики Коммунистической партии, армянский народ не только получил возможность подняться из пепелища и встать на ноги, но и вступил на путь построения социализма и коммунизма. Армянский народ в братской семье народов СССР достиг огромных успехов во всех областях экономики, культуры и науки.

Ярким проявлением заботы Советского правительства о судьбах армянского народа явилась организация планомерной репатриации армян в Советскую Армению. За годы советской власти около 200 тыс. армян вернулись на родину.

Именно потому подавляющее большинство армян, спасшихся от резни и скитающихся по всему миру, связывают свое будущее с Советской Арменией.

В зарубежных армянских колониях, где проживает около 1,5 млн человек, ежегодно в апреле эта дата отмечается под знаком осуждения политики геноцида. В связи с приближением 50-летия массового истребления армян в зарубеж-

[стр. 17]

ных странах в большом количестве публикуются статьи и материалы на страницах армянских прогрессивных газет и журналов. Заметно активизировали свою деятельность различные общественные, культурные и другие организации зарубежных армян. Создаются специальные комитеты по подготовке к 50-летию, выпускается литература на армянском и иностранных языках.

В корыстных и провокационных целях стремятся отметить эту дату зарубежные армянские реакционные силы. Используя в качестве основного аргумента тот факт, что в Советской Армении ни в какой форме не отмечаются годовщины массового истребления армян, контрреволюционная националистическая партия «Дашнакцутюн» твердит о том, будто в нашей стране безразлично относятся к памяти сотен тысяч наших соотечественников, безвинно павших от рук турецких палачей, и что якобы тем самым у нас объективно оправдывается политика геноцида!

Исходя из всего этого, считаем целесообразным отметить 50-летие этой даты под знаком пропаганды торжества ленинской национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, показа огромных достижений возрожденного армянского народа в области экономики, культуры, науки.

Вся эта работа должна проводиться так, чтобы она не повлияла отрицательно на политику улучшения взаимоотношений СССР с соседними странами, в частности с Турцией, и была нацелена на то, чтобы в истории народов подобная трагедия больше не повторялась.

Президиум ЦК КП Армении в связи с этим считает необходимым осуществить следующие мероприятия:

1. В печати и по радио широко представить статьи и материалы, посвященные данной дате, в которых с классовых, марксистско-ленинских позиций отразить наше отношение к этим событиям, пропагандировать борьбу советского народа за мир во всем мире и политику дружбы народов, неуклонно проводимую Коммунистической партией и Советским правительством, разоблачать провокационные действия империалистов и их агентов-дашнаков, разжигающих национальную вражду.

2. Провести в апреле 1965 г. в г. Ереване собрание представителей общественности, посвященное 50-летию этой даты, с повесткой дня: «Октябрьская революция и возрождение армянского народа».

3. В г. Ереване поставить обелиск в память армян, погибших в Первой мировой войне. Обелиск должен символизировать возрождение армянского народа.

4. Весной 1965 г. организовать в крупных зарубежных армянских колониях фестивали советских кинофильмов и выставки советской армянской книги. В этот период послать в зарубежные армянские колонии делегацию из представителей работников науки, литературы и искусства для пропаганды достижений Советской Армении.

Просим санкционировать.

СЕКРЕТАРЬ ЦК КП АРМЕНИИ

(Я. ЗАРОБЯН)

«______» ноября 1964 г.

а-25.

Печатается по: Национальный архив Армении. К. Фонд 1. On. 44. Д. 54. Да. 61—65.

[стр. 18]

№3

Протокол заседания
Президиума ЦК КП Армении

13 ноября 1964 г.

Текст письма в ЦК КПСС «О мероприятиях в связи с 50-летием массового истребления армян в 1915 году».

(т. Заробян Я.)

Выск. т.т. Багдасарян О., Тер-Газарянц Г.

Одобрить текст письма в ЦК КПСС «О мероприятиях в связи с 50-летием массового истребления армян в 1915 году» и представить на рассмотрение ЦК КПСС.

СЕКРЕТАРЬ ЦК КП АРМЕНИИ

(Я. ЗАРОБЯН)

Печатается по: Национальный архив Армении. К. Фонд 1. On. 44. Д. 54. Лл. 61—65.

№4

Текст письма
руководства Армянской ССР в ЦК КПСС
относительно Нагорного Карабаха и Нахичевана

30 сентября 1966 г.

В соответствии с поручением Секретариата ЦК КПСС нами рассмотрено письмо группы деятелей науки и культуры Армянской ССР, адресованное XXIII съезду КПСС.

В письме ставится вопрос о возвращении Нагорного Карабаха и Нахичеванской АССР Армянской ССР. Авторы письма ссылаются на исторические факты и свое предложение обосновывают экономическими, политическими и этническими факторами.

В письме указывается общеизвестный исторический факт о том, что 46 лет тому назад правительство Азербайджанской ССР огласило декларацию о признании этих территорий нераздельными частями Армянской ССР, однако их фактическое присоединение затянулось.

По мнению авторов, возвращение вышеуказанных земель Армянской ССР будет способствовать дальнейшему укреплению братства и дружбы между народами, еще раз продемонстрирует торжество ленинской национальной политики.

Вопросы, поднятые в письме группой деятелей науки и культуры Армянской ССР, ставятся не впервые. С многочисленными аналогичными заявлениями и письмами в ЦК КПСС и ЦК КП Армении, особенно за последние годы, обращались большие группы ученых, творческих работников, представителей интеллигенции, рабочих, работников сельского хозяйства, студенчества и др. Постановка этих вопросов получила широкий отклик и одобрение среди общественности республики. Разделяя подобные настроения, подавляющая часть населения Армян-

[стр. 19]

ской ССР как в письменной, так и устной форме активно ставят вопрос о возвращении Карабаха и Нахичевани Армянской ССР.

К этому следует добавить, что подобные настроения широко распространены и среди населения Нагорно-Карабахской Автономной области, о чем свидетельствуют многочисленные письма, поступающие в ЦК КП Армении от различных групп трудящихся НКАО.

Внимательно изучив все аспекты этих вопросов и проанализировав сложившееся сейчас в республике положение, считаем необходимым доложить ЦК КПСС о следующем.

Для армянского народа, как и для других народов, территориальные вопросы всегда имели жизненно важное значение. Для него было величайшей национальной трагедией отторжение Турцией западных областей Армении, составляющих более 2/3 территории Армении, которое в период Первой мировой войны сопровождалось массовым истреблением полутора миллионов армян. Именно этим следует объяснить болезненную реакцию населения республики на коварство турецкой дипломатии, пытающейся фальсифицировать историю и уйти от ответственности за геноцид и отторжение армянских земель.

На протяжении длительного времени Компартия Армении ведет большую разъяснительную работу среди народа, объясняя внешнюю политику нашей партии и правительства, направленную на претворение в жизнь принципа мирного сосуществования между государствами и укрепления мира и дружбы между народами.

Настроение трудящихся свидетельствует о понимании ими правильности и мудрости внешней политики, проводимой Советским правительством и Центральным Комитетом Коммунистической партии.

Однако, если доводы о нецелесообразности постановки вопросов об отторгнутых Турцией территориях в настоящее время воспринимаются народом с пониманием, то по вопросам, связанным с возвращением Карабаха и Нахичевани Армянской ССР, мы испытываем серьезные трудности.

Дело в том, что действительно территории Нагорного Карабаха и Нахичевани с древних времен были составными частями Армении.

Принадлежность Нагорного Карабаха и Нахичевани к Армении в прошлом никем под сомнение не ставилась. Лишь в 1918—1920 гг., в период образования буржуазных государств Армении и Азербайджана и господства в них националистических партий дашнаков и мусаватистов, земли Нахичевани и Нагорного Карабаха стали объектами провокаций империалистических держав Запада и реакционных правящих кругов Турции.

После установления Советской власти в Азербайджане и в Армении возникают реальные условия и возможности для справедливого разрешения этого, искусственно созданного территориального вопроса и предпринимаются практические шаги в этом направлении.

Действительно, 1 декабря 1920 г., т.е. через день после установления Советской власти в Армении, на торжественном заседании Бакинского Совета, приветствуя победу Советской власти в Армении, председатель Азербайджанского ревкома, видный революционный деятель т. Н. Нариманов огласил Декларацию Правительства Советского Азербайджана, в которой было сказано: «Правительства мусават и дашнаков, продавшись Антанте, превратили народы в слепое орудие в руках последней и в своих империалистических вожделениях натравливали один народ на другой, создав

[стр. 20]

Карабахский, Зангезурский, Нахичеванский и другие территориальные вопросы, которые не могли быть разрешены усилиями дашнако-мусаватистской реакции.

Советский Азербайджан... объявляет, что отныне территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения...» (газета «Коммунист» — орган Центрального и Бакинского Комитетов Азербайджанской Коммунистической партии большевиков, от 2 декабря 1920 г., № 178).

В резолюции, принятой на этом заседании, указывается: «Торжественное заседание Бакинского Совета, Азревкома со всеми рабочими и красноармейскими организациями, с чувством неподдельной пролетарской радости, отмечая факт победы Советской революции в Армении, приветствует и целиком одобряет историческую декларацию, оглашенную т. Н. Наримановым, которая, устраняя раз навсегда вековые межнациональные распри и кровопролитные войны между Арменией и мусульманским миром, открывает новую страницу счастливой жизни в истории народов Закавказья и всего Востока» (там же).

Как явствует из этой Декларации, территория Нахичеванского уезда была безоговорочно признана нераздельной частью Советской Армении. Что касается Нагорного Карабаха, то передача этой территории Армении была в последующем закреплена правительственным декретом 12 июня 1921 г., опубликованным за подписью председателя Совнаркома Армянской ССР А. Мясникова, в котором было сказано, что на основании Декларации Ревкома Советской Социалистической Республики Азербайджана объявляется, что Нагорный Карабах отныне является неотъемлемой частью Советской Социалистической Республики Армении.

Декларация Азербайджанского Ревкома встретила самое горячее одобрение трудящихся Закавказья, Компартии Армении и особенно армянского народа.

Эти решения были широко обнародованы в печати и провозглашены перед всем миром как образец блестящего решения национального вопроса, возможного только в условиях социализма.

Многие видные деятели Коммунистической партии Советского Союза, СМ. Киров, Г.К. Орджоникидзе и др. неоднократно как в публичных выступлениях, так и на заседаниях Кавбюро РКП(б) одобряли Декларацию Азербайджанского ревкома и безоговорочно высказывались за оставление Нахичевани и Карабаха в составе Армении.

В дальнейшем эти решения остались невыполненными.

Что касается Нахичевани, то это произошло по настоянию Турции, правящие круги которой преследовали в Закавказье свои собственные пантюркистские цели, направленные против интересов народов советских республик.

Именно в результате вмешательства Турции в дела советских республик и вопреки позиции Советского Азербайджана и Советской России Нахичеванская область не была включена в состав Армянской ССР.

В тот период, в 1921 г., молодая Советская Россия в силу ряда обстоятельств внутреннего и международного порядка (Кронштадтский мятеж эсеров, опасность перехода Турции в лагерь западного империализма, опасность высадки нового десанта Антанты в Батуми и т.д.) вынуждена была согласиться с настоянием Турции о передаче Нахичеванской области под протекторат Азербайджана.

[стр. 21]

Однако следует отметить, что даже по этому договору юридически Нахичеванская область не была включена в состав Азербайджана, а лишь передана в качестве автономной территории «под покровительство» Азербайджана, ибо и тогда было совершенно очевидно, что территориально и экономически Нахичеванская область, находясь в центре Армении и составляя ее неразрывную часть, не могла быть включена в состав Азербайджана.

Что касается включения Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР, то это также не было осуществлено, и Нагорный Карабах, несмотря на свое преобладающее армянское население (по данным сельскохозяйственной переписи Азербайджана 1924 г., армяне в НКАО составляли 94,4% населения), был односторонне включен в состав Азербайджана на основе единственного довода, а именно — довода об экономическом тяготении населения Нагорного Карабаха к городу Баку.

После передачи Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР прошло более 40 лет. В момент принятия решения не было никаких правовых и политических сомнений насчет принадлежности Нагорного Карабаха Армении. В условиях тогдашней крайней экономической отсталости Армении такой вопрос, как экономическое тяготение к Баку, мог бы быть поставлен, но не мог быть главным при решении этого вопроса, ибо не только Нагорный Карабах, но и вся Армения тогда экономически тяготела к Баку и Тбилиси ввиду ее крайней экономической отсталости.

Ныне этот единственный довод снят: во-первых, потому что Советская Армения за годы Советской власти, благодаря бескорыстной помощи великого русского народа, стала одной из передовых индустриальных республик Советского Союза и теперь вполне в состоянии обеспечить успешное экономическое развитие Нагорного Карабаха; во-вторых, потому что сорокалетнее пребывание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана дает право говорить о том, что это не обеспечило должного экономического и культурного развития этого края.

Статистика указывает, что за эти годы население Карабаха не увеличилось. Более того, армянское население области в течение последних тридцати трех лет (1926—1959) уменьшилось. Если в 1926 г. в Нагорном Карабахе насчитывалось 111 694 армянина, то в 1959 — 110 053 армянина.

Население Карабаха и ныне состоит на 85% из армян, и именно на этом основании за ним признана национальная автономия. Территориально область примыкает к Армении, являясь ее органическим продолжением.

Таким образом, основные доводы при решении любого территориального вопроса говорят о правомерности постановки вопроса о присоединении Нагорного Карабаха к Армянской ССР.

Мнение о том, что не стоит ставить вопроса о передаче Карабаха от Азербайджана Армении, так как обе территории советские, нельзя считать обоснованным, поскольку если в политическом отношении это действительно все равно, то не все равно, насколько успешно в культурном и экономическом отношении развивается тот или иной советский край, в котором живут советские люди. С передачей Карабаха Армении решается и ряд других важнейших вопросов:

а) вполне понятно, что армянская социалистическая культура, т.е. культура коренного населения Карабаха, может значительно лучше развиваться в общей системе культуры Армянской ССР. Искусство, печать, радио, культурно-просветительные учреждения, художественная самодеятельность Карабаха развивались

[стр. 22]

бы более полноценно в общении с армянской культурой, тогда как ныне даже отдельные гастрольные группы из Армении в Карабахе являются редким явлением;

б) для развития среднего и высшего образования населения Карабаха Армения имеет больше возможностей в системе обеспечения учительскими и другими кадрами. Юноши и девушки Карабаха, окончившие средние школы, получат широкие возможности продолжать образование на родном языке.

Передача Нагорного Карабаха устранит ненормальность создавшегося положения: всегда малочисленный армянской народ в условиях Советского Союза имеет две государственности — одну Союзную Армянскую республику и одну, прилежащую к ней же автономную национальную область, но в составе другой союзной республики.

На основе вышеизложенного, учитывая нынешнюю обстановку в республике, считаем крайне необходимым рассмотреть вопросы, связанные с возвращением Нахичевани и Нагорного Карабаха Армянской ССР.

При рассмотрении поднятых вопросов мы исходили из основной главной задачи обеспечения дальнейшего укрепления братской дружбы между народами Советского Союза и, в частности, между армянским и азербайджанским народами.

Нерешенность этого вопроса создает серьезные затруднения в деятельности партийных органов в проведении политико-воспитательной работы среди широких слоев населения республики.

По нашему мнению, было бы целесообразно рассмотреть и решить положительно вопрос передачи Нахичевани и Нагорного Карабаха Армянской ССР, при этом Нахичеванская АССР могла бы сохранить свою автономию в составе Армянской ССР, на территории которой она находится.

Однако, если возвращение Нахичевани Армянской ССР на современном этапе будет сопряжено с известными сложностями, то возвращение Нагорного Карабаха Армянской ССР не связано с какими-либо трудностями и может быть осуществлено безболезненно.

Опасения возможной нежелательной реакции лишены основания, так как вопрос ставится не об отторжении какой-либо части территории Азербайджанской ССР, а слиянии автономной национальной области с союзной республикой, коренное население в которых однородно — армянское.

Положительное решение этого вопроса будет иметь исключительно важное политическое значение и явится новым свидетельством торжества мудрой национальной политики нашей партии, ленинского Центрального Комитета и Политбюро ЦК КПСС.

СЕКРЕТАРЬ ЦК КП
АРМЕНИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА
МИНИСТРОВ АРМЯНСКОЙ ССР

А. КОЧИНЯН

Б. МУРАДЯН

   

« 30 » сентября 1966 г.

№ 120

 

Печатается по: Национальный архив Армении. К. Фонд 1. On. 46. Д. 65-а. Лл. 1-9.


Документы: К четвертому разделу [1]
К пятому разделу: [2-4]
К шестому разделу: [5-10] | [11-17]

Комментарии: Предварительные
К первому разделу: [1-14] | [15-24] | [25-26]
Ко второму разделу: [1-10]
К третьему разделу: [1-9] [10-19]
К четвертому разделу: [1-9]
К пятому разделу: [1-13] | [14] | [15-19] | [20-27]
[28-38] | [39-43]
К шестому разделу: [1-15] | [16-29]
К седьмому разделу:[выводы и рекомендации]

Послесловие   Содержание (как в книге)

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Том 1

Барсегов Ю. — Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)