ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГЕНОЦИД

Мошенская Н.В.


Содержание   Введение
Глава I-1   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3
Заключение   Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Геноцид относится к категории грубых массовых нарушений прав человека, к преступлению против человечества. Преступление геноцида не просто нарушает комплекс прав человека, оно посягает на сферу безопасности человечества в целом: на жизнь (витальная безопасность), физическое здоровье (физическая безопасность), психическое здоровье (психическая безопасность), генетику человека (генетическая наследственная безопасность), репродуктивную способность (репродуктивная безопасность, обеспечивающая способность зачатия и плодоношения), интеллект (интеллектуальная безопасность, обеспечивающая способность и возможность овладения человеком имеющимися знаниями), духовность (духовная безопасность).

Преступление геноцида нарушает как фундаментальные права человека, так и права человека, имеющие характер jus cogens.

Специфика данного преступления выражается также в том, что оно регулируется двумя системами права: национальной и международной.

Конституция Российской Федерации, провозгласив в Преамбуле, что "народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества", закрепила следующее важнейшее положения, составляющие основу конституционного строя Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (часть 4 статьи 15). В развитие данного положения, Конституция РФ в статье 17 провозгласила: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствие с настоящей Конституцией".

Россия ратифицировала все международные договоры, регулирующие права человека и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года. Российская Федерация также сняла оговорки к упомянутой конвенции, сделанные СССР при ее подписании. Состав преступления геноцида и ответственность за него закреплены в статье 357 Уголовного кодекса РФ.

Австрийский писатель Франц Верфель считал, что геноцид, совершенный гитлеризмом, явился расплатой цивилизованной Европы за то, что она "не заметила" геноцида армян в начале XX века.1 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, принятая 9 декабря 1948 года в самом своем названии провозгласила главную цель - предупреждение геноцида. Но ей не удалось предотвратить истребление индуистского населения Восточной Бенгалии, а также небенгалиских групп, например бихари, во время начавшейся в 1971 году войны Бангладеш за независимость. Международная правовая комиссия, направленная ООН, пришла к выводу, что в действиях индуистов в Восточной Бенгалии есть черты геноцида, однако на первое место в этой трагедии члены комиссии поставили вспышку националистического фанатизма, что не является, по их мнению, геноцидом. В связи с этим ООН не нашла оснований для вмешательства в конфликт.

Конвенции не удалось предотвратить и геноцида народности ибо, имевшего место в 1960-х годах в Нигерии, после получения ею независимости.

Не был предупрежден и "взаимный" геноцид племен тутси и хуту в тех же 1960-х годах в двух новых государствах - Руанде и Бенгалии, образовавшихся на месте бывшей бельгийской колонии.

В Судане всегда существовали два различающихся региона - арабский мусульманский север и юг, населенный христианами и анимистами. В 1956 г. Великобритания предоставила Судану независимость и передала власть представителям севера. Юг превратился в колонию севера. В ходе вооруженной борьбы, продолжавшейся 17 лет, было уничтожено огромное количество южан (500 тысяч погибших из трехмиллионного населения). Этот, продолжавшийся 17 (!) лет геноцид не только не удалось предотвратить, но и наказать.

Резню коммунистов в Индонезии в 1964 году, число жертв которой составило 200-500 тысяч человек никто в мире не назвал геноцидом, потому что эти убийства были совершены с целью предотвратить государственный переворот.

Режим красных кхмеров в Камбодже привел к уничтожению более миллиона из восьмимиллионного населения. На Генеральную Ассамблею ООН была вынесена резолюция о геноциде. Но почти в это же время Северный Вьетнам сбросил режим красных кхмеров и поставил новое правительство. Таким образом, дабы не одобрить насильственную акцию Северного Вьетнама, удалось избежать вмешательства ООН. Геноцид вновь не был ни предупрежден, ни наказан.

Геноцид всегда является неправомерным средством "разрешения" конфликта. Приобретшая сегодня огромную актуальность борьба с международным терроризмом, опасность выйти за рамки права. Именно эти опасности, а не свершившиеся преступления должны сейчас стать поводом для внимательнейшего анализа и совершенствования законодательства и механизма реализации норм о геноциде на национальном и, прежде всего, международном уровне.

Тема проблем, связанных с таким преступлением как геноцид, становится сегодня актуальной еще и потому, что 1 июля 2002 года начал функционировать Международный Уголовный Суд, созданный для судебного расследования преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, и пришедший на смену судам ad hoc. Наконец начнет работать механизм, предусмотренный статьей VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Уже сейчас в суд поступают жалобы, которые будут выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него. Но есть ряд проблем, которые очевидны уже сегодня, в связи с уже имеющимися историческими прецедентами. И эти проблемы можно решать уже сейчас.

Целью данной работы является выявление и исследование проблем ответственности, прежде всего юридической, за преступление геноцида, связанных с его конвенционным закреплением.

Одной из основных задач работы является поиск определения понятию "геноцид". Данная задача реализуется в главе первой, посвященной проблеме исторической и правовой характеристики термина "геноцид", с которой непосредственно связаны вопросы объема и содержания элементов состава преступления геноцида, и, следовательно, эффективность предотвращение преступления, которое нарушает целый комплекс прав человека.

Изучая конвенционное закрепление состава преступления геноцида, я также ставила задачей анализ национального уголовного законодательства РФ, ряда стран Европы и СНГ, с целью проанализировать с какими именно противоречиями может столкнуться международное право в национальном законодательстве, и какими причинами это может быть вызвано - неуважением к международному праву или несовершенством международного права.

Вторая глава работы посвящена задаче исследованию проблемы видов ответственности за геноцид и возможности применения уголовной ответственности к государству. Серьезные разногласия среди юристов-международников вызывает и вопрос двойной подсудности преступления геноцида, который мною также исследуется.

Исследование проблемы придания обратной силы Конвенции 1948 года, также является задачей, реализуемой в главе второй данной работы. Указанная проблема возникает, когда речь заходит о прецедентах геноцида 20 века, имевших место до 1951 года, то есть до вступления упомянутой Конвенции в силу. В литературе проблема обратной силы закона исследовалась применительно к геноциду армян 1915 года в Османской Империи, между тем, история знает слишком много случаев геноцида за первые полвека, последствия которых до сих пор не ликвидированы, в частности из-за невозможности применения к ним норм Конвенции 1948 года.

Предметом данной работы являются основные закономерности, связанные с возникновением и развитием правовых норм, устанавливающих ответственность за геноцид как преступление против человечества. Поскольку объектом этого тяжкого преступления выступают права и основные свободы человека, в данной работе проблемы ответственности за геноцид исследуются не только в аспекте международного и уголовного права, но и в аспекте теории прав человека и конституционного права России.

При написании данной работы были применены как общие, так и частнонаучные методы исследования: этимологический, исторический, анализа и синтеза; системный, сравнительно-правовой.

Литература, посвященная преступлению геноцида, характеризуется тем, что подробно исследует конкретные случаи, отводя большое место историческим событиям и доказательственной базе. В то время как исследований, посвященных систематизации подходов к пониманию преступления геноцида и ответственности за него, не так много.

Основными источниками при написании данной работы служили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство России, стран СНГ и Европы; литература по теории государства и права, международному праву, конституционному праву РФ, теории прав человека. А также монографии Рафаэля Лемкина "Военные преступления" и "Axis Rule in Occupied Europe" (Основное правило в оккупированной Европе), Ю. Г. Барсегова "Геноцид армян - преступление по международному праву", "Турецкая доктрина международного права на службе политики геноцида (о концепции члена "Комиссии примирения"Гюндюз Актана)", труды Арье Найера "Военные преступления. Геноцид. Террор. Борьба за правосудие", Ив Тернона "Размышление о геноциде".

____________________
1 Верфель Франц. Сорок дней Муса-Дага. Ереван, изд-во «Советакан грох», 1982.

Также по теме:

Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества.