ТУРЕЦКАЯ ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ ГЕНОЦИДА (О концепции члена «Комиссии примирения» Гюндюз Актана)

Барсегов Ю.Г.

7. Вопрос о международно-правовой основе ответственности за геноцид армян в рамках Парижской мирной конференции


Содержание   Введение

01   02  03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14


Принцип человечности как основа ответственности Турции за геноцид армян подтверждался как в индивидуальных, так и в коллективных актах союзных держав Антанты. В виде примера можно было бы назвать, в частности, Декларацию союзных держав 24 мая 1918 г. о целях войны. Ответственность турецкого государства все более конкретизировалась. Она обрела форму не только уголовной ответственности физических лиц — организаторов и исполнителей этого преступления, но и политической и материальной ответственности турецкого государства.

В январе 1919 года Мирная конференция в Париже учредила Комиссию по ответственности и санкциям. Под председательством государственного секретаря США Р. Лансинга его Первая подкомиссия, известная также под названием Комиссии пятнадцати, в число инкриминируемых туркам и Турции преступлений, наряду с «нарушениями законов и обычаев войны», включила нарушения «принципов человечности».

Комиссия пятнадцати строила свою работу на основе IV Гаагской конвенции, преамбула которой содержала рассмотренную уже Декларацию Мартенса. Основываясь на содержавшемся в нем принципе, член Комиссии пятнадцати министр иностранных дел Греции Николай Политис предложил выделить резню армян в особую категорию преступлений: «Технически эти действия не охватываются положениями Уголовного кодекса, но они составляют серьезные нарушения законов человечности»*.

__________________
* Willis J. Prologue to Nurenberg. The Policy and Diplomacy of Punishing War Criminals of the First World War. Westport, C. T. 1982. P. 157.
__________________

Представители США в комиссии Р. Лансинг и Дж. Скотт полагали, что применение этой нормы права имело бы характер ex-post facto. Гюндюз Актан, который в насыщенной истории развития человеческой цивилизации видит только то, что может быть как-то истолковано как свобода убивать подвластные народы, не преминул сослаться на государственного секретаря США Р. Лансинга и даже на президента Вудро Вильсона в подтверждение того, что США якобы были против установления ответственности Турции.

В меморандуме Р. Лансинга и Дж. Скотта было выражено их особое мнение, что «законы и принципы человечности» не имеют достаточно четкого определения в практике («were not a standart»), чтобы быть включенными в договоры юридического характера, что эти нормы и принципы видоизменяются в различные периоды развития правовой системы и между различными правовыми системами и в зависимости от различных условий не дают четко определенного универсального стандарта человечности и поэтому правосудие не может основываться на этой категории. Иначе говоря, спорным они считали только вопрос о возможности преследования виновных, их наказании непосредственно на основании норм международного права, поскольку не сформировалось международное уголовное право и не был создан международный уголовный суд.

То обстоятельство, что в вопросе о международной уголовной юрисдикции в то время Р. Лансинг стоял на позиции консервативного правового национализма, отнюдь не означат, что США не считали Турцию ответственной за убийство целого народа. Позиция Р. Лансинга, не говоря уже о президенте Вудро Вильсоне, относительно преступного и наказуемого характера действий турок и турецкого государства была выражена однозначно. США, ограничившиеся поначалу ролью передаточного звена при вручении Декларации 24 мая 1915 г., затем предприняли собственные шаги. Вот, к примеру, телеграмма государственного секретаря Лансинга послу США в Константинополе Г. Моргентау 16 июля 1915 г.: «Государственный департамент одобряет Ваше обращение к министру внутренних дел и военному министру Турции с призывом прекратить преследование армян». 4 октября 1915 г. государственный секретарь США дал указание американскому послу Моргентау продолжить добрые услуги в целях «улучшения положения армян и предотвратить дальнейшие преследования армян, поставив турецкое правительство в известность, что эти преследования вредно отзываются на добрых чувствах американского народа, которые он всегда испытывал к Турции»*. В письме президенту Вудро Вильсону 21 ноября 1916г. государственный секретарь США Р. Лансинг признавал «полностью обоснованным» вмешательство в защиту депортировавшихся армян, «несмотря на то, что они были турецкими подданными».

__________________
* For. Rel., 1915; Supp., p. 988. Его же письмо Филиппу, американскому поверенному в делах, от 12 февраля 1916 г., For. Rel., Supp., p. 847.
__________________

Приведем еще один документ — телеграмму государственного секретаря Р. Лансинга, адресованную Комиссии США на мирных переговорах в Париже 16 августа 1919 г., в которой излагается официальная позиция США в отношении юридических последствий геноцида армян: «...Президент желает предупредить турецкие власти, что если они не предпримут немедленных и эффективных мер, чтобы предотвратить любую резню или другие зверства, чинимые турками, курдами или другими мусульманами в отношении армян на Кавказе или в других местах, тогда они лишатся любой поддержки в том, что касается сохранения суверенитета над турецкой частью нынешней Оттоманской империи, предусмотренной пунктом XII его условий мира, и что такое решение могло бы привести к полной ликвидации турецкой империи и полному изменению условий достижения мира.

В случае если турки возразят, что они не властны над такими явлениями, следует указать, что если они надеются сохранить какой-то суверенитет над какой бы то ни было частью империи, то должны продемонстрировать, что не только готовы, но также способны не допустить совершения зверств в стране над людьми другой национальности и другого вероисповедания.

Поэтому не будут приняты никакие оправдательные заявления турок относительно их неспособности предотвратить зверства против армян. Сообщите об этом турецким властям как вы сочтете нужным через такие дипломатические каналы, какие по вашему мнению могут быть доступны, и в любом случае сообщите адмиралу Бристолу (Верховному комиссару США в Константинополе. — Ю. Б.) содержание этой телеграммы для передачи турецким властям»*.

__________________
* Papers relating to the Foreign Relations of the United States, 1919. Vol. II. Washington, 1934. P. 831-832.
__________________

Документы подтверждают, что когда стало очевидно, что «депортация» была формой физического уничтожения армянского народа, и убедившись, что остановить турецкое правительство дипломатическими мерами невозможно, Р. Лансинг и другие официальные представители США заняли четкую и твердую позицию признания ответственности Турции за арменоцид, основанную на постулате, что преступление арменоцида лишает Турцию права на осуществление государственной власти над территорией, населенной армянами. Позиция президента В. Вильсона об ответственности Турции была изложена многократно и с исчерпывающей полнотой. Известное арбитражное решение президента США о территориальном разграничении Армении и Турции основано на однозначном признании политической ответственности турецкого государства за геноцид армян. Гюндюз Актан знает это, хотя и пытается поставить позицию В. Вильсона под сомнение.

Удивляет и другое. Как это турецкий юрист «не заметил» одержавшего верх мнения большинства Комиссии пятнадцати. Она подтвердила принцип Гаагских конвенций, который позволял распространять действие «законов человечности» и «требования общественного сознания» на те серьезные преступления, в отношении которых отсутствовали четко определенные стандарты и установления*.

В докладе Комиссии, представленном 5 марта 1919 г., в перечне подлежавших наказанию преступлений против гражданского населения конкретно указывались: систематический террор, убийства и резня, изнасилования, конфискация частной собственности, ограбления, захват имущества общин и учебных заведений, произвольное разрушение общественной и частной собственности, депортации, принудительный труд и др.**

В заключительном докладе Комиссии от 29 марта 1919г. прямо говорилось о «четких требованиях человечности», нарушенных Турцией, о «варварских и противоправных методах попрания... элементарных законов человечности»***.

__________________
* Willis J. Op. cit.
** FO 608/246; Procйs-Verbal Annexe. 2-е Rapport. P. 60.
*** Carnegie Endoument of International Peace. Violations of the laws and customs of War: Report of the Majority and Dissenting Reports of the American and Members of the Commission on Responsibilities at the Conference of Paris, 1919. Pamphlet №32. P. 19.
__________________

В докладе содержался вывод, что «все лица, принадлежащие к вражеским странам... которые виновны в совершении преступлений (offencies) против законов и обычаев войны или законов человечности, подлежат уголовному преследованию».

По настоянию бельгийского юриста-международника Ролена Жекмена Комиссия инкриминировала Турции преступления, совершенные в отношении своих граждан армянского происхождения*.

__________________
* См.: FO 608/246.Third Session, Feb. 20, 1919, р. 20 (folio 163).

Также по теме:

Барсегов Ю. - Геноцид армян - преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)