ПРИЧИНЫ БѢДСТВИЙ АРМЯН В ТУРЦІИ и ОТВѢТСТВЕННОСТЪ ЗА РАЗЗОРЕНІЕ САСУНА

Полк. Як. Д. Лазаревъ


Оглавленiе   Обложка, титульный лист и т.д.   Предисловіе
Главы I-II   Главы III-IV   Главa V   Главы VI-VII   Оглавленiе(как в книге)


[стр. 1 ]

I

Господство курдскихъ деребековъ въ юго-восточной Арменіи до 1840-хъ годовъ.

Мы составили очеркъ 47-лѣтней турецкой анархіи въ юго-восточной Арменіи съ 1847 по 1894 годъ, именно послѣ уничтоженія вѣкового господства курдскихъ деребековъ (владѣльцевъ). Въ этомъ очеркѣ описано и избіеніе Армянъ въ Сасунѣ. Деребеки хозяіничали въ пяти областяхъ юго-восточной Арменіи: Вана, Битлиса, Муша, Баязета и Діербекира (Тигранакерта) раньше завоеванія Турками Константинополя, и господство ихъ продолжалось до 1840-хъ годовъ съ признаніемъ номинальнаго вліянія Порты 1) . Первый ударъ нанесенъ былъ

_________________
1) Въ гор. Діарбекирѣ сидѣли паши изъ природныхъ турокъ. Но власти ихъ въ, області не признавали курдскіе бекі, которые находились въ независимомъ состояніи. Вопросъ объ этомъ и о неоднократной войне Турокъ сь Курдами разъясненъ въ очеркѣ нашемъ о 47-лѣтней турецкой анархіи въ Арменіи. По сказанію Инджіджіяна (нов. Арменія стр. 185, 223 ІІ 245, изд. 1806 г.) Эрзерумскій сераскиръ Ибрагимъ-паша въ 1747 году велъ войну съ мушскимъ владѣтелемъ Аладинъ-бекомъ; въ 1777 г. Діарбекнрскій Узунъ-Абдулла-паша погибъ съ 30000 войскомъ въ бою съ Курдами н Армянами, ибо отступленіе Турокъ было отрѣзано въ едінственномъ горномъ проходъ; въ 1782 г. Діарбекирскій же паша, послѣ 8-дневнаго боя съ Понокскими Курдами и Армянами, потерявъ 500 чед. убитыми, отступилъ. И въ Ванѣ сидѣли турецкіе паши съ послѣдней половины XVI вѣка, но въ области самовластно хозяйничали курдскіе беки.

[стр. 2 ]

Курдамъ Рашидъ-пашею въ 1835 году, а второй въ 1847 Османъ-пашею. Предводители Курдовъ Ханъ-Махмудъ и Бедирханъ-бекъ, побѣжденные Османомъ, были сосланы, первый въ Силистрію, а послѣдній на островъ Критъ. Послѣ того (въ 1847 г.) утвердилось въ юго-восточной Арменіи фактическое владычество Порты въ лицѣ турецкихъ пашей, мутесарифовъ, каймакамовъ и мудировъ.

Послѣднее возстаніе Курдовъ было въ 1854 году - въ эпоху Крымской войны, подъ предводительствомъ Езданшира (племянника Бедирханъ-бека) въ числѣ 60 т. человѣкъ. Ему подчинялись всѣ общества отъ предѣловъ Багдадской области до Ванскаго санджака. Курды убивали турецкихъ санджакскихъ чиновниковъ и Езданширъ требовалъ отъ Ванскаго паши сдачи города и добровольнаго ухода. Въ то время, какъ и теперь, на территоріи юго-восточной Арменіи не было турецкаго населенія, кромѣ аборигеновъ Армянъ и Курдовъ и потому Езданширъ считалъ лишнимъ присутствіе тамъ турецкихъ властей. Тѣмъ не менѣе Курды принадлежатъ къ сектѣ Имамъ-Шефи, а Турки - къ ученію Имамъ-Ганафи. Въ Апрѣлѣ 1855 года, при сосредоточеніи турецкихъ силъ близь Битлиса, Езданширъ выѣхалъ на свиданіе съ пашею и вѣроломно былъ схваченъ. Послѣ этого мятежъ былъ потушенъ. Можно по справедливости сказать, что Армяне при курдскихъ деребекахъ пользовались лучшими днями, нежели при 47-лѣтней

[стр. 3 ]

турецкой анархіи, имѣвшей для нихъ слѣдующія гибельныя послѣдствія: 1) повсемѣстное обѣднѣніе, 2) бѣгство изъ родины, вслѣдствіе тяжелыхъ налоговъ и раззореніе со стороны Курдовъ, по потворству и бездѣйствію администраціи и 3) избіеніе Сасунцевъ. Итакъ по невведеніи Портою въ юго-восточной Арменіи, въ теченіе 47 лѣтъ, никакой организаціи для процвѣтанія страны, и по развитіи тамъ дикаго самоуправства хищныхъ Курдовъ надъ имуществомъ и жизнью христіанъ, было бы полезнѣе, если-бъ она оставалась при тѣхъ правахъ на эту территорію, какія имѣла до 1840-хъ годовъ. Объ этомъ мы поговоримъ ниже.

II

Начало обѣднѣнія Армянъ-райевъ отъ насилій правительства въ 1877 и 1878 годахъ.

Въ началѣ русско-турецкой войны 1877 года мушскій губернаторъ Саидъ-паша требовалъ отъ Армянъ „имдата” (денежнаго пособія) въ пользу Султана съ каждой души мужскаго пола по 2 меджидіе (3 р. 20 к.). Въ Турціи Армяне ведутъ патріархальную жизнь и нѣсколько братьевъ съ семейными сыновьями живутъ въ нераздѣльномъ состояніи. Поэтому требуемый „имдатъ” съ сельскаго армянскаго дыма не ограничивался двумя или четырьмя меджидіе, но не менѣе 16. Старшины сельскихъ обществъ представились Саиду и заявили,

[стр. 4 ]

что кромѣ существующихъ податей ничего не могутъ вносить въ пользу Султана, въ виду бѣдственнаго состоянія сельчанъ-райевъ. Саидъ объявилъ имъ, что настоящее требованіе есть высочайшая воля Падишаха. Послѣ того Армяне, скрѣпя сердце, согласились исполнить требованіе правительства. Бѣдный людъ продавалъ имущество для взноса „имдата”.

Съ того времени, какъ Русскіе пришли на Арпачай, турецкія войска стали проходить изъ Багдада, и Діарбекира чрезъ Мушъ въ Эрзерумъ и Карсъ. Они останавливались въ армянскиъ селеніяхъ и пользовались харчами отъ Армянъ, получая, кромѣ печенаго хлѣба, мяса и масла, полбеную крупу, сыръ, курей, яйца и воловьи шкуры для обуви (чаригъ). Въ каждомъ домѣ останавливались отъ 5-20 человѣкъ. Кромѣ харчей на солдатъ и офицеровъ и, лошади ихъ кормились у Армянъ. Иной дымъ кормилъ 15 лошадей, за которыми смотрѣли сельчане.

Начальники проходящихъ войскъ давали сельскимъ обществамъ квитанціи на забранные ими припасы не въ полномъ количествѣ, а почти на четвертую долю дѣйствительныхъ харчей. Тѣже общества, по приказанію начальства, не разъ отправляли провіантъ изъ собственнаго запаса на своихъ подводахъ къ войскахъ, расположеннымъ въ Эрзерумскомъ, Баязетскомъ и Карсскомъ пашалыкахъ. Случалось, что по доставкѣ провіанта въ лагеръ, солдаты отнимали скотъ и рѣзали для пищи, а иногда на обратномъ пути

[стр. 5 ]

Курды отбирали у подводчиковъ быковъ; при чемъ сопротивленіе послѣднихъ необходилось безъ убійства. Жалобы на Курдовъ оставались безъ удовлетворенія. Все это и впослѣдствіи усиленные налоги, грабежи, нескончаемыя воровства Курдовъ и поборы турецкихъ заправилъ, вели къ будущему неизбѣжному обнищанію кроткаго, трудолюбиваго И долготерпѣливаго армянскаго земледѣльческаго населенія. Всѣ припасы Армянъ-райевъ, которыми пользовались турецкая армія и войска, проходящія изъ Багдада, Вана и Діарбекира, - имѣлось въ виду зачесть въ счетъ податей. Такое иго рабства томило ихъ на родной землѣ и послѣдніе соки выжимались изъ нихъ, Впослѣдствіи затраты ихъ остались безъ вознагражденія, не взирая на взносъ ими въ началѣ войны 1877 года раззорительнаго „имдата” съ души по 2 меджидіе. При чемъ бѣдные, во избѣжаніе наказанія, продавали имущество для удовлетворенія требованій администраціи.

Послѣ взятія Карса и занятія Эрзерума Русскими, арабскія войска, подъ начальствомъ Шабанъ-паши, пришли въ Мушскій пашалыкъ. Они и на этотъ разъ опять сѣли на шею Армянъ и стали кормиться на счетъ послѣднихъ съ требованіемъ всего того, что прежде забирали. Тогда Армяне воскликнули: „чего вы хотите отъ насъ? Что у насъ было прежде отдали вамъ на харчи и отправляли для продовольствія войскъ въ Карсъ, Эрзерумъ и Баязетъ. Теперь мы впали въ бѣдность и предстоитъ намъ голодъ”. Не взирая на возгласы Армянъ о бѣдственномъ положеніи ихъ,

[стр. 6 ]

велѣно было безотлагательно исполнить волю правительства, въ виду обѣщанія зачесть всѣ затраты ихъ въ счетъ слѣдуемыхѣ съ нихъ казенныхъ податей. Тогда они вынуждены были пожертвовать послѣдними средствами на харчи отряда Шабанъ-паши. При чемъ многіе продавали имущество для пріобрѣтенія припасовъ на довольствіе орды нахлѣбниковъ. Спрашивается, что вышло въ результатѣ отъ сихъ паразитовъ (дармоѣдовъ) при такомъ насиліи администраціи надъ несчастными райями, и обираніи ихъ до послѣдняго куска хлѣба? Армяне, по національному своему гостепріимству, убирали комнаты коврами, подавали незваннымъ гостямъ ужины на приличныхъ блюдахъ и давали имъ лучшія постели. Но арабская милиція, называемая „Гайда”, при уходѣ въ обратный путь на родину, захватила съ собою все что ей нравилось и снимала съ Армянъ, провожавшихъ ее, дорогія шали и головныя повязки. По жалобѣ обиженныхъ, заявленной епархіальному архимандриту Iосифу, мушскiй губернаторъ Саидъ-паша послалъ гонцовъ за начальникомъ милиціи Вахи-бекомъ, который по явкѣ былъ арестованъ. Обо всемъ этомъ доведено было до свѣдѣнія Константинопольскаго Патріарха Нерсеса, для доклада правительству.

Саидъ-паша, въ обезпеченіе затратъ Армянъ провіантомъ и припасами на продовольствіе войскъ за время войны, выдалъ имъ квитанціи на тотъ конецъ, что эти затраты зачтутся въ счетъ податей. Такое фор-

[стр. 7 ]

мальное обезпеченіе губернатора оказалось приманкою или обманомъ, имѣвшимъ цѣлью обираніе хрйстіанъ. Въ Сентябрѣ 1878 года, послѣ ухода Русскихъ изъ Эрзерума, въ силу Берлинскаго трактата, Саидъ-паша вызвалъ старшйнъ сельскихъ судовъ „мухтаръ меджлисъ” и объявилъ имъ, чтобы немедленно внести подати, Они отозвались, что затраты ихъ на продовольствие войскъ во время войны и послѣ того (1878 г.) въ счетъ податей превышаютъ цифру требуемыхъ налоговъ. Тогда паша, принявъ отъ нихъ всѣ квитанціи, выдалъ такія очистителъныя, что за всѣми тѣми обществами никакихъ недоимокъ въ податяхъ не имѣется. Впослѣдствіи это оказалось обманомъ.

Наконецъ, въ 1880 году, результатомъ всѣхъ обѣщаній оказалось слѣдующее благо для Армянъ. Мушскій паша объявилъ имъ, что всѣ затраты ихъ на содержаніе войска и лошадей правительство не желаетъ принять въ счетъ податей и что приказано взыскать оныя за два прошедшихъ года, присовокупляя, что христіане обложены „нуфусомъ” по два меджидіе въ годъ за каждое дитя мужескаго пола со дня рожденія 1) . Въ то время Армяне, ожидавшіе съ не-

_________________
1) Въ Константинопольской армянской газетѣ „Аревелкъ” за текущій годъ (№ 3284) приведены I и ІV ст. изъ вновь состоявшагося распоряженія Порты относительно якобы существующаго въ Турціи воинскаго денежнаго налога на христіанъ. Въ ІV ст. говорится, что воинскій наюгъ не распространяется на лицъ не мусульманъ ниже 15 лѣтъ и выше 75. Настоящее распоряженіе противорѣчитъ дѣйствительной практикѣ правительства, взимающаго съ 1878 года налогъ

[стр. 8 ]

терпѣніемъ со дня на день введенія реформъ въ Арменіи въ виду обязательства Турецкаго правительства предъ Ведикими Державами (по 61 ст. Берлин. тракт.), для улучшенія и гарантированія ихъ положенія отъ насилій, - пришли въ ужасъ и впали въ горе. Между тѣмъ Порта, отказываясь отъ удовлетворенія Армянъ за означенныя затраты, взыскала всѣ налоги за два года (1878 и 1879), не говоря объ „имдатѣ” 1877 года, взысканномъ сверхъ существующихъ податей. Такимъ насиліемъ она ввела Армянъ въ раззореніе, составляющее начало гибельнаго ихъ обнищанія. Послѣ того Армяне стали большими партіями уходить изъ родины въ чужіе края, преимущественно въ Закавказье на заработки. Порта, обѣднѣвшая отъ войны съ Россіею и принявшая на себя контрибуцію въ нѣсколько сотъ милліоновъ рублей, считала единственнымъ источникомъ обремененіе христіанъ такимъ „нуфусомь” съ новорожденныхъ дѣтей, въ двойномъ размѣрѣ и другіе тяжелые налоги, чтобы уплатить колосальный свой долгъ. Налоги, платимые Армянами въ теченіе 17 лѣтъ въ мушскомъ и другихъ пашалыкахъ, заключаются въ нижеслѣдующей главѣ.

_________________
съ христіанъ за дѣтей со дня рожденія и не можетъ затмить истину передъ Европою. Этотъ налогъ извѣстенъ въ простонародіи Муша, Вана, Битлиса, Баязета и другихъ мѣсіъ Арменіи подъ названіемъ „нуфусъ”, платимый Армянами за всякое дитя мужскаго пола со дня рожденія по два меджидіе (3 р. 20 к.). Въвиду того, что въ патріархальномъ нераздѣльномъ дымѣ Армянъ бываетъ отъ 10-30 душъ мужскаго пола и болѣе, ежегодно платимый „нуфусъ” за