АЛЕКСЕЙ ДЖИВЕЛЕГОВ И ЕГО ИСТОРИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Джон Киракосян


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


[стр. 230]

СОВЕТСКИЙ ДЕКРЕТ О НЕЗАВИСИМОСТИ АРМЕНИИ*

Советское правительство выпустило специальный декрет, посвященный Турецкой Армении. Декрет, разумеется, нетерпимо демократичен, как и все что выходит из горнила большевистской законодательной лаборатории. И так как демократические принципы международной политики большевиков во многом совпадают с интересами армянского народа, то декрет мог бы быть горячо приветствуем последним, если бы его в корне не портила доктринерская прямолинейность, пропитывающая его от начала до конца.

Декрет, "поддерживая права армян в оккупированной Россией Турецкой Армении на свободное самоопределение впредь до полной независимости".

Это прекрасно. Армянский народ может быть горячо только благодарен той власти, которая даст такого рода заверения. Но ему было бы более радостно чувствовать, что эти заверения могут быть осуществлены практически. Вот именно этого ощущения у армянского народа нет и едва ли может быть.

Не может быть в силу одной из гарантий, которыми советское правительство считает необходимым обставить референдум армянского народа. Мы говорим о выводе русских войск из Армении.

Вывод русских войск из Армении - к сожалению он уже осуществляется практически - означает возвращение завоеванной с таким трудом Армении туркам. Правда, декрет говорит о "немедленном образовании армянской народной милиции". Но ведь наивно думать, что армяне могут своими силами создать армию, способную противостоять германо-туркам. Даже если мы допустим, что все снаряжение русской армии будет передано грузинской национальной милиции в Лазистане и армянской - в Армении, и то силы будут колоссально неравны. Очищение Армении русскими войсками будет знаменовать собою не независимость Армении, а уступ-

* Советский декрет о независимости Армении. - Армянский вестик, 1918. 1 февраля, No. 3, с. 2-3.

[стр. 231]

ку ее Турции. И при существующих условиях это будет самым настоящим предательством по отношению к армянам.

Всем известно - большевики не должны составлять в этом отношении исключения, как турки привыкли расправляться с армянами. Вступив в очищенную русскими войсками Армению, турки покажут армянам такую "независимость", которая превратит страну в ни что иное, как огромное кладбище. Если советское правительство действительно хочет дать Армении независимость, оно должно помнить одно: что малые народы никогда или почти никогда не завоевывали своей независимости собственными силами: им всегда помогали народы сильные. Пусть г.г. Ленин и Троцкий вспомнят пример Греции, Болгарии, Сербии, Бельгии, и это им станет ясно. А помощь Росии может выразиться только в том, что в Армении будет оставлена хотя бы часть русской армии.

Это одно. Другое касается границ. Декрет ничего не говорит о границах. Но комиссар по делам национальностей г. Джугашвили сообщил кое-что в дополнение к декрету. Он сказал, что границы Армении будут определены представителями армянского народа по соглашению с представителями мирных мусульманских и иных округов совместно с чрезвычайным временным комиссаром по делам Кавказа.

Тут, следовательно, речь идет только о той территории, которая была до большевистской революции занята русскими войасками. Об этнографических границах Армении речи нет. О Киликии, следовательно, тоже. Очень возможно, что при этих условиях Армения, если даже ей удастся получить независимость, не получит никакого выхода в море, даже в Черное.

Что это будет за самостоятельное политическое существование, видеть нетрудно.

Нам хочется верить, что советское правительство действительно желало добра армянскому народу. Но декрет и комментарии к нему составлены так, что если все то, что в них содержится, не дай Бог, осуществится на практике, армянский народ окажется жертвой самых тяжелых несчастий.

Пусть г.г. Ленин, Троцкий, Джугашвили и их товарищи подумают об этом серьезно. Еще есть время пересмотреть решение.

[стр. 232]

АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ*

Вопрос, которому посвящена настоящая лекция, отнюдь не является академическим. Речь идет об исторических судьбах одного из древнейших культурных народов мира. Армяне начинали свою историю одновременно с ассирийцами, соприкасались на своем историческом пути с мидянами, древними персами, лидийцами, понтийцами и другими народами Передней Азии, и в то время как многие из этих народов исчезли, армянский народ живет, армянское государство после трудного, но плодотворного периода строительства вступило под советским знаменем во второе 25-летие своей новейшей истории.

Как известно, зарубежная армянская общественность в последнее время усиленно обсуждает вопрос о возвращении захваченных Турцией армянских областей Карса, Ардагана и некоторых других территорий. Многочисленные воззвания, меморандумы и манифесты различных армянских организаций во всех странах мира настойчиво ставят жизненно важный для армянского народа вопрос - о воссоединении отторгнутых турками армянских земель с Советской Арменией.

С призывом вернуть армянские провинции, входящие ныне в состав Турции, "их единственному законному представителю - Советской Армении" - обратился к руководителям трех великих держав Армянский национальный совет в Америке, с подобными же призывами выступили национальные армянские советы Египта, Ливана, Сирии, Ирана, армянские колонии во Франции, Болгарии, Румынии и других странах. С требованием вернуть армянскому народу его исконные земли и исправить историческую несправедливость выступает также и общественность Советской Армении.

Почему же армяне лишились родной земли? Что рассеяло их по свету? Какова их историческая судьба?

* Дживелегов А. Армения и Турция. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 20 февраля 1946 г. в Лекционном зале в Москве. М.: Правда, 1946, 16 с.

[стр. 233]

Из истории Армении

Ранние политические объединения армян возникли еще в VI в. до нашей эры, Ко II в. до нашей эры армяне создали свое обширное объединенное государство - Армянское царство Арташеса I.

Передняя Азия издавна служила проходной дорогой великих переселений народов из Азии в Европу, была торной тропой восточных завоевателей. Поселиться в этих областях и сохранить нетронутым свое национальное существование -одно из самых больших "чудес", какие знает история. Армянскому народу удалось совершить это чудо.

В течение веков Армения входила в состав великих монархий Передней Азии. Чтобы сбросить ассирийское владычество, стеснявшее их свободное развитие, армяне соединились с мидянами. Когда в VI в. до нашей эры стало подниматься Персидское царство, армянские правители выступили вместе с ним против одряхлевшего мидийского государства; армянские легенды сохранили рассказ о дружбе Кира Старшего, основателя древнеперсидского царства Ахеменидов, с армянскими царями.

После великих дерзаний времен сына Кира, Камбиза, и Дария I Гистаспа начался упадок державы Ахеменидов. На исторической арене появляются эллины, отразившие в V в, до нашей эры одну за другой две попытки персидского натиска на Европу. Благодаря торговым связям через Трапезунд армяне встречались с афинянами и малоазийскими колонистами, знакомились с эллинской культурой. В 328 г. до нашей эры Армения была завоевана Александром Македонским. После распада державы Александра Армения, как вассальная земля, входила в государство Селевкидов. Она быстро усвоила греческую культуру. В начале II в. до нашей эры Великая Армения восстала против Селевкидов и освободилась от их власти. Тогда же полководец Арташес основал Армянское царство и стал его царем.

Самый блестящий, хотя и непродолжительный период истории древнего Армянского царства, период его наивысшего могущества и внутреннего процветания, связан с правле-

[стр. 234]

нием Тиграна II Артаксида (I в. до нашей эры), принявшего титул "царя царей", который до него принадлежал парфянским царям.

Армения Тиграна Великого, объединившая обширные территории Малой Азии до восточных берегов Средиземного моря (Софена, Сирия, Киликия и др.), была большой культурной силой в Передней Азии. Завоевания Тиграна II сделали Армению одной из крупнейших держав тогдашнего мира. Широкие замыслы Тиграна и его союзника, понтийского царя Митридата VI Эвпатора, пытавшегося объединить вокруг себя мелкие эллинистические государства, встревожили и вызвали противодействие Рима. Под ударами его легионов пало Понтийское царство. Поддержанная союзной Парфией, Армения при наследниках Тиграна удержалась, но уже как вассальное Риму государство. С ослаблением Рима Армения подпала под господство Парфянского царства.

Обогащая свою культуру элементами передовой эллинской и римской культуры, армяне всегда руководились стремлением к национальному самосохранению. Эта же особенность армянского народа проявилась и тогда, когда Армения приняла христианство (302 г. нашей эры). При том усердии, с каким Григорий Просветитель, основоположник и первый епископ армянской церкви, и его сподвижники истребляли все, напоминавшее о языческих временах, была опасность, что христианство приведет к разрыву с национальными традициями и культурой. Этого, однако, не случилось. Приняв христианство, Армения в эпоху догматической разработки христианского вероучения пошла своей дорогой и не признала постановлений Халкедонского вселенского собора. С тех пор армянская церковь приобретает своеобразный, национальный характер, сказавшийся на всей ее религиозно-общественной и политической деятельности.

Продолжая находиться в вассальных отношениях то к Византии, то к Сасанидской Персии, где появление новой династии (III в. нашей эры) ликвидировало господство парфян, Армения в то же время успешно оберегала свободное развитие своей внутренней жизни от иноземных влияний. Примерно с IV в. нашей эры в Армении начал устанавливаться фео-

[стр. 235]

дальный строй. Нахарары - армянские феодалы - были почти самостоятельными правителями в своих землях и нередко действовали против интересов независимости Армении. Междоусобицами среди нахараров пользовались соседи.

В V в. Армения на время утратила свою самостоятельность: одна ее часть была захвачена Персией, другая - отошла к Византии. Но неукротимый свободолюбивый дух и на этот раз не покинул армян. Они вновь и вновь поднимались на борьбу против деспотизма завоевателей и мечом отстаивали свое национальное существование, свою культуру. Бессмертный подвиг совершил народ в Аварайрском сражении под предводительством своего полководца Вартана Мамиконяна в 451 г., когда была развеяна в прах отчаянная попытка персов насильственно ассимилировать армян.

В V в., называемом золотым веком Армении, духовная жизнь народа достигла своего расцвета: появились великие писатели древности - отец армянской историографии Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци), историки Егише, Лазарь Парпский, философ Езник, Месроп Маштоц, создатель оригинального армянского алфавита, и другие; процветали театр

и другие искусства.

В VII в. армянский народ вновь столкнулся с могущественным врагом. Это были арабы. Армения была одной из первых стран, принявших на себя удары арабских завоевателей. Народное движение армян против гнета арабов нашло отражение в бессмертном произведении армянского народного эпоса "Давид Сасунский", в поэтической форме передающем рассказ о героической борьбе "рамиков" - армянских крестьян - против чужеземных завоевателей.

В период арабского господства (VII-IX вв.) значительно выросли торговые города Армении. После распада Арабского халифата (конец IX в.) возникло несколько армянских царств, из которых особое значение приобрело царство Багратидов, со столицей Ани. Это царство послужило передовым оплотом для Византии в период нашествия турок-сельджуков. На протяжении столетий оно вело с ними ожесточенную борьбу. В 1080 г. было основано Новоармянское царство в Киликии. Киликийская Армения была феодальным государст-

[стр. 236]

вом, в котором старые национальные традиции сливались с европейскими.

Эпоха крестовых походов - время роста городов на юге и на севере Армении. Но, в то время как на юге города занимали то же скромное место, какое отводилось им феодальной культурой в Европе, в Ани зародилась и успешно развивалась армянская буржуазия. Эпоха расцвета Анийского армянского царства Багратидов - одна из наиболее ярких страниц истории Армении.

Быстрый рост ремесел и торговли, укрепление государственной власти обусловили новый взлет армянской культуры. Руины монументальных храмов и дворцов, уцелевшие образцы скульптуры и фресковой живописи свидетельствуют о большом творческом порыве, мастерстве и таланте одаренного и трудолюбивого армянского народа.

Монгольское нашествие прекратило существование Анийского царства - последнего самостоятельного государства армян, последнего оплота их национальной культуры. Ани, как и другие города, был разрушен. Нашествие Тамерлана (1386 г.) довершило разорение. В 1375 г., под ударами египетских мамелюков, пало и Новоармянское царство в Киликии. Завоеватели истребили наиболее культурную часть тогдашнего армянского общества, но армянское крестьянство - ядро армянского народа - им уничтожить не удалось.

Когда в свою очередь пали державы Тамерлана и мамелюкское владычество, Армения в конце концов оказалась разделенной между Турцией и Персией. Это произошло в 1520 г., когда османский султан Селим I отнял у Персии всю Малую Армению и большую часть Великой. Но и под игом ислама, среди бушующих волн мусульманского фанатизма, лишенный национальных прав и наиболее культурных сословий, оставшийся без политического руководства, армянский народ не погиб, как многие другие побежденные народы.

Выступив в седой древности на историческую арену "под звон мечей и лязг копыт", армянский народ упорным трудом и мужественной борьбой сумел сохранить свое национальное бытие и свою национальную культуру. Во имя их он совершил не один бессмертный подвиг: громил под предводи-

[стр. 237]

тельством Тиграна Великого непобедимые римские легионы Лукулла; во главе с Вартаном Мамиконяном разгромил на Аварайрском поле многочисленные войска персидского царя Ездикерта (Азкерта); боролся против арабского владычества и бил арабские полчища, предводительствуемые кровожадным Юсупом; покрыл себя славой в национально-освободительном движении против турецкого и персидского гнета в 20-х гг. XVIII столетия, возглавляемом полководцем Давидом Беком.

Свободолюбивый дух и высокое национальное сознание позволили армянскому народу отстоять и сохранить свою национальность, свой язык и обычаи, пронести сквозь все испытания истории свою многовековую духовную и материальную культуру. Известную роль сыграла и армянская церковь, которая отстояла свою веру и помогла сохранить армянскую письменность. Свидетелями былого культурного расцвета армянского народа являются более 20 тысяч сохранившихся в монастырях до наших дней древних армянских рукописей, многочисленные памятники армянской архитектуры - Гарнийский храм (I в. до нашей эры), храмы Звартноц, Рипсиме, Гаянэ (VII в.), Ахтамар (X в.), Пркич, Санаин, Агпат, Гегарт (XIII в.) и многие другие. Такими же свидетелями являются развалины древних городов-столиц Армении - Тигранакерта, Арташата, Ани, Двина и многих других.

К сожалению, от других произведений армянского искусства мало что дошло до наших дней. О старой армянской живописи дают некоторое представление только фрагменты фресок и замечательные древние миниатюры. Что касается театрального искусства, то через полтора года Армения будет праздновать 2000-летний юбилей своего театра. Две тысячи лет назад в Арташате, при дворе царя Артавазда, состоялся спектакль, память о котором сохранил нам Плутарх: была поставлена трагедия Еврипида "Вакханки".

К XVI в. в Армении стала нарождаться новая буржуазия, главным образом торговая. Начались путешествия и переселения в Константинополь и за море. Армянские поселения появились в Египте, в Индии, в Константинополе, в кавказских городах. Армянские купцы основывали национальные

[стр. 238]

школы, насаждали образованность. Они давали книжным людям и духовенству средства для их просветительской деятельности. Особенно усилилось культурное движение среди армян в XVIII в. В Индии возникло первое армянское периодическое издание. В венецианском армянском братстве монахи писали свои труды по географии, истории, литературе Армении, сохранившие значение до наших дней. Мало-помалу стала зарождаться новая армянская художественная литература.

Так началось возрождение армянской культуры. Впоследствии ученые из среды духовенства постепенно вытесняются представителями светских кругов. И к концу XVIII в. появляется плеяда таких ярких представителей национальной интеллигенции, как просветители-демократы Шагамит Шагамадян (Шагамир Шагамирян - А.К.), Иосиф Эмин, Исраэл Ори и другие.

Армения и Турция в XIX в.

В конце XVIII в. началась в широких размерах эмиграция армян из Турции в Россию. Армяне стали приобщаться к русской культуре. В результате русско-турецких и русско-персидских войн XIX в. значительная часть территории древней Армении оказалась в пределах России и общение армян с русской культурой усилилось. Литература русских армян, оставаясь верной национальным традициям, вдохновлялась классическими образцами русской художественной литературы. В России Хачатур Абовян и его преемники создали новую армянскую литературу на основе народного разговорного языка. В России Микаэл Налбандян боролся против царизма рука об руку с великим русским революционером-демократом Н. Г. Чернышевским и, так же как он, был сгноен в тюрьме. В России лучшие силы армянского народа работали на ниве русской литературы, а такие генералы-армяне, как Мадатов, Тер-Гукасов, Лазарев и другие, водили к победам русские полки.

[стр. 239]

В то же время бедственно и под конец совсем трагично сложилась судьба армян, оставшихся в Турции.

Пока политическое положение Оттоманской империи было прочно, христианское население страны не подвергалось особым преследованиям. Когда же Турция начала терять свой военный и политический престиж, положение армян стало резко ухудшаться: усилились притеснения, участились погромы. От империи неудержимо отваливались территории, захваченные турками прежде у других народов. Крым, Новороссия, Трансильвания были потеряны в XVIII в., Сербия, Греция, Дунайские княжества - в начале и середине XIX в. Кровавые "усмирения" и погромы обрушились на многострадальных турецких армян, особенно после русско-турецкой войны 1877-78 гг.

По Сан-Стефанскому договору (1878 г.), закончившему эту войну, Турция обязалась перед Россией провести реформы в Армении. Затем, по Берлинскому трактату, было установлено международное покровительство над турецкими армянами со стороны держав-участниц Берлинского конгресса, ограничившее, таким образом, суверенитет Турции в отношении армян.

Статья 61-я Берлинского трактата гласила: "Высокая Порта обязуется осуществить без промедления улучшения и реформы, отвечающие местным потребностям в провинциях, населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. О мерах, принятых ею с этой целью, она будет периодически сообщать державам, которые будут наблюдать за их проведением".

Однако ничего подобного сделано не было. Наоборот, султан Абдул-Хамид II принимал меры совершенно иного характера. На армянской территории была создана иррегулярная кавалерия, "хамидие", набранная целиком из курдов, которая использовалась против армян. У армян насильно отбирали землю и заселяли их курдами. Так продолжалось до 1894 г., когда впервые восстал Сасун, горный округ к западу от Ванского озера. Попытка втихомолку подавить восстание этой горстки решительных людей не привела ни к чему. Гул борьбы в армянских горах донесся до Европы. В марте 1895

[стр. 240]

г. державы, подписавшие Берлинский трактат, представили султану меморандум, требовавший реформ; в апреле был направлен к султану подробно разработанный проект реформ в Армении. Проект был отвергнут султаном. Летом того же года в султанских канцеляриях был выработан контрпроект, который сводил на-нет даже те скромные реформы, которые были предусмотрены в меморандуме держав.

Терпение армян истощалось. В сентябре 1895 г. константинопольские армяне устроили демонстрацию в турецкой столице. Демонстрация с большим кровопролитием была рассеяна войсками. Вслед за тем был дан сигнал к кровавым расправам с армянами по всей Малой Азии. Погромы начались всюду. Для них были мобилизованы не только курдская конница и жандармы, но и регулярные войска. Не было недостатка и в "добровольцах" из среды охотников безнаказанно поживиться чужим добром. Проявления звериного националистического фанатизма турок и особенно курдов в отношении армян постоянно подогревались правительственными чиновниками. В течение осени 1895 г. было перебито, по самым скромным подсчетам, около ста тысяч армян.

В эту тяжкую для армянского народа годину европейская дипломатия безмолвствовала. Зато в защиту многострадальных армян выступило передовое общественное мнение Европы, заявившее устами престарелого Вильяма Гладстона* протест и возмущение кровавыми расправами над армянами. Поддержанный восстанием зейтунцев в Киликии и организациями самообороны армян, этот протест громким эхом отозвался по всей Европе.

Когда стало ясно, что султан Хамид не желает отказаться от дикого произвола, а надежда на помощь великих держав тщетна, армяне, представ перед фактом своего физического уничтожения, перешли к вооруженной борьбе против правительственного террора. Усилилось национально-освободительное движение, появились армянские повстанческие дружины, создавались очаги самообороны. Курды и даже регулярные войска стали получать отпор. Снова восстал Сасун.

* Вильям Гладстон (1809-98) - выдающийся государственный деятель Англии, лидер английских либералов. В 1894 г. отошел от политической деятельности.

[стр. 241]

Армения и Турция накануне и в годы первой мировой войны

Европейские державы, заявлявшие о своем покровительстве турецким армянам, оставались фактически равнодушными к их страданиям. Национально-освободительное движение в Армении стало искать теперь опору в общетурецком революционном движении.

Был момент, когда казалось нетрудным поставить по-другому весь строй отношений между армянами и Турцией. Он пришел вместе с младотурецкой революцией 1908 г. Младотурки+ действовали по соглашению с буржуазно-революционными национальными организациями - македонской, арабской, армянской (Дашнакцутюн). Представители каждой национальности получили обещание, что в случае успеха движения политические чаяния национальных меньшинств будут осуществлены. В частности армянам были обещаны: свободное передвижение по армянским вилайетам (областям), возвращение отнятых у крестьян земель, отмена исключительных законов, изданных в 1894-95 гг., амнистия политическим заключенным, возвращение эмигрантов, смена администраторов старого режима, обуздание курдов и т. д. Все это, как нетрудно видеть, были меры скорее административного, чем политического характера. Они имели одну цель: создать армянскому населению более или менее сносные условия существования. Но политические цели младотурок были иными. Безнаказанные погромы и резня армянского населения продолжались.

6 августа 1910 г. один из лидеров младотурецкого движения, Талаат бей, произнес на заседании младотурецкого комитета в Салониках, тогда еще принадлежавших Турции, программную речь. " По конституции, - говорил он, - все турецкие подданные, как мусульмане, так и христиане, равны перед законом. Но вы сами понимаете, что это неосуществимо. Эта идея прежде всего идет вразрез с шариатом. Этому

+ Младотурки — участники турецкого буржуазно-революционного движения, направленного к свержению султанского самодержавия и установлению в Турции конституционного строя.

[стр. 242]

противится наше прошлое. Против этого протестует чувство сотен тысяч верующих. Затем, - и это черезвычайно важно, -против этого сами христиане, ибо они не желают сделаться оттоманами. В Турции может быть речь о равенстве перед законом лишь тогда, когда будет закончена оттоманизация всех элементов населения".

В духе этой программы младотурки и действовали с того самого момента, как только власть перешла в их руки. В духе этой программы, несомненно, был страшный погром в Адане (Киликия) в 1909 г., когда до 20 тысяч армян было убито и столько же было вынуждено бежать из родных мест.

В ноябре 1912 г. армянский католикос обратился к русскому правительству с просьбой о защите турецких армян. Россия вняла ходатайству. Начались переговоры между державами. Турция пыталась сорвать инициативу России представлением собственного проекта реформ, но из этого ничего не вышло: в июне 1913 г. был готов предварительный проект. Он вызвал беспокойство не только турецкого правительства, но и правительств Германии и Австро-Венгрии.

Выступление России на стороне армян встретило решительное противодействие Германии, и она сделала все, чтобы лишить практического значения русский проект. И несмотря на все усилия русской дипломатии задача, поставленная немцами, в значительной мере была осуществлена: русский проект претерпел коренные изменения. Если в первоначальном проекте предполагалось, что Армения составит одну, цельную область, то в последней редакции она уже оказалась резделенной на две области: Северную (Эрзерум, Сивас, Трапезунд) и Южную (Ван, Битлис, Харпут, Диярбакыр). Вместе одного христианского генерал-губернатора с широкими полномочиями, назначаемого державами, как предполагалось раньше, появились два генерал-инспектора, назначаемые Портой, и при каждом из них - европейский советник, назначаемый державами. Правда, России удалось настоять на том, что в случае конфликтов между генерал-инспекторами и советниками решающий голос принадлежит последним.

[стр. 243]

Все эти изменения, значительно ухудшившие проект реформ, были внесены в него по настоянию Германии. Русская дипломатия, дорожившая идеей совместного выступления держав в этом вопросе, приняла эти изменения. Однако осуществление и этого куцого проекта реформ всячески тормозилось Германией. Германский посол в Костантинополе Вангенгейм* внешне участвовал в начинаниях послов других держав в этом вопросе, но его действия не всегда сочетались с закулисными ходами, продиктованными Берлином.

Чем объясняется противодействие немцев осуществлению проекта реформ?

В то время вся Киликия, через которую проходила Багдадская железная дорога, фактически принадлежавшая немцам, находилась в сфере германских интересов. Немцам было мало этого, и они уже стали направлять свои жадные взоры на Великую Армению. Они настаивали на дальнейшем предоставлении им концессий, желая строить новые железные дороги, соединяющие Анкару, Кайсери, Сивас, Харпут, Диярбакыр, Мосул. В переводе на политический язык это означало отторжение от Великой Армении всей ее западной половины и присоединение отторгнутой части к сфере германского влияния.

Но несмотря на противодействие немцев Турция все же вынуждена была принять проект реформ. Оба генерал-испектора - бельгиец и швед (на самом деле на этих постах были утверждены голландец Вестененк и норвежец Гоф - А.К.) - выехали в свои резиденции. Но вскоре началась первая мировая война, и турки объявили армянам, что осуществление реформ придется отсрочить. Некоторое время спустя Турция, как вассал Германии, вступила в войну на ее стороне.

Положение армян стало ужасным. Они оказались теперь уже без всякой защиты, во власти турок и немцев. Поощряемые немцами, турки под предлогом, что армяне могут содействовать русским войскам, решили окончательно истребить их, уничтожить как нацию. Ни один из прежних армянских погромов, не исключая и того, которому армяне

* Вангенгейм, Ганс (1859-1915) - германский дипломат. Посол Германии в Турции в 1912-15 гг.-А.К.

[стр. 244]

подвергались в 1894-96 гг., не мог идти в сравнение с тем, что обрушилось на них в дни первой мировой войны.

Все население турецкой Армении, насчитывавшее до войны около двух с половиной миллионов, подверглось жестокому, систематическому истреблению. Значительная его часть, преимущественно мужчины, была просто перебита, причем для сбережения патронов, которых в то время у турок было мало, людей запирали в помещения и сжигали. Другая часть, преимущественно дети и девушки, была насильственно обращена в ислам. Наконец, третья часть стала выселяться в отдаленнейшие места Месопотамии и Сирии. Выселение производилось с таким расчетом, чтобы как можно больше народа погибло в пути от голода, жажды и лишений. У армян отнимали обувь, одежду, деньги, им не выдавали еды. Естественно, что путь через горы из Эрзерума, Сива-са, Харпута к Алеппо и Мосулу превратился в подлинную "дорогу смерти". Сотни и тысячи армян навсегда остались в ущельях и на перевалах Тавра.

Выселение и избиение армянского населения коснулись всей территории Трапезундского, Сивасского, Эрзерумского, Харпутского, Битлисского, Диярбакырского, Аданского вилайетов. Не щадили никого - ни интеллигенции, ни даже высшего духовенства. Рядовые священники обычно и прежде делили участь своей паствы. Лишь немногие армяне, жившие в Константинополе, были пощажены: считалось неудобным перед глазами послов нейтральных держав устраивать резню, а кроме того, как говорили, военный министр Энвер-паша берет себе финальный эффект на случай необходимости очистить Константинополь: уйти, хлопнув дверью, т. е. просто перебив всех армян.

Так проходила в годы первой мировой войны расправа над армянским населением Турции. Подробности избиений и картины скорбного переселения армян из родных мест на чужбину таковы, что человеческое сознание отказывается их воспринимать. Ни во времена Чингис-хана, ни во времена Тамерлана армянам не приходилось переживать ничего подобного. Это может сравниться только с чудовищными злодеяниями гитлеровцев в годы второй моровой войны. Недаром

[стр. 245]

все эти кровавые погромы армян, избиения и выселения происходили при непосредственном участии немецких офицеров.

Неудачи союзников под Дарданеллами и слепое упование на победу австро-германской коалиции вскружили голову младотурецким лидерам, и они решили, что отныне никто не будет им судьей в Армянском вопросе.

Роль немецких военных и политических деятелей в истреблении армянского населения во время первой мировой войны приобретает в свете событий второй мировой войны вдвойне мрачный характер. Обыкновенно принято считать первым экспериментом германского разбойничьего империализма интервенцию и удушение республиканской Испании. Однако, события в Армении, которые происходили в 1915-16 гг., показывают, что первые опыты массового истребления людей относятся к более раннему времени.

Армянскому народу избиение, которому он подвергся, стоило сотен тысяч жизней. Многие армяне решили с помощью русских войск, находившихся на турецкой территории, искать убежища в России.

Десятки тысяч армянских беженцев, которым угрожали избиение или смерть от голода, обязаны своим спасением русским частям, на которые была возложена задача помочь уйти армянам, живущим на берегах Ванского озера и не желавшим оставаться здесь после ухода русских войск. Мужчины и здоровые женщины пошли в вперед. Оставались больные и дети. Перевозочных средств было очень мало. Собрали весь скот, лошадей и все телеги и посадили на них слабых и детей. Все было нагружено выше меры. У казаков из переметных сум всюду выглядывали черноволосые, черноглазые головки, посасывающие кулачки, улыбающиеся, плакавшие... В Советской Армении ныне можно встретить людей, занимающих видное положение в государственном аппарате, 8 партийной жизни, в народном хозяйстве, в науке, литература и искусстве, которые детьми в переметных сумах были перевезены через русскую границу...

В ходе дальнейших военных операций русские войска продвинулись вглубь Анатолии, и к 1 декабря 1917 г. ими

[стр. 246]

были заняты армянские области - Эрзерум, Ван, Битлис и другие. После Великой Октябрьской социалистической революции и выхода России из войны немецкие империалисты, используя трудности молодой Советской республики, вынудили ее пойти на большие жертвы в вопросе об армянских территориях. Согласно § 4 Брест-Литовского договора, заключенного с Германией в марте 1918 г., Российская республика обязывалась немедленно очистить Восточную Анатолию, а также незамедлительно вывести войска из Карсского, Ардаганского и Батумского округов. Населению же этих округов предоставлялось право самим установить новый строй в согласии с соседними государствами.

Между тем сейчас же после заключения договора округа эти были заняты турецкими войсками и подверглись режиму военной оккупации и террора. В этих условиях Турция, в нарушение Брест-Литовского договора, вместо свободного волеизъявления народа в деле установления нового строя, насильственно организовала такой "плебисцит", в котором приняла участие лишь ничтожная часть населения. Учитывая это и другие нарушения Брест- Литовского договора, советское правительство в ноте от 20 сентября 1918 г. отметило, что действия оттоманского правительства фактически отменили Брест-Литовский договор. Таким образом, в основе владения этими областями лежит насильственный захват их турками.

[стр. 247]

Армяно-турецкие отношения после первой мировой войны

С окончанием первой мировой войны, когда Германия вынуждена была подписать условия капитуляции и Турция разделила ее участь, державы-победительницы вновь занялись Армянским вопросом. Участники Парижской мирной конференции 1919 г., Вильсон и другие выражали сомнения по поводу турецкого суверенитета в отношении армянских областей, а Ллойд Джордж* требовал признания за турецкой Арменией "особых национальных условий" существования.

Вершители судеб послевоенного мира вовсе не сомневались в справедливости требований армян на их исконные земли, что нашло свое отражение в Севрском договоре 1920 г., подписанном державами-победительницами, с одной стороны, и Турецкой - с другой. Согласно § 88 договора, Турция вслед за союзными державами признавала Армению в качестве свободного и независимого государства. По § 89, определение пограничной линии между Турцией и Арменией представлялось на третейское разрешение президента США. При этом Армении обеспечивался выход к Черному морю, а Турция обязывалась демилитаризовать ту часть своей територии, которая должна была стать пограничной с Арменией. 22 ноября 1920 г. Вильсон вынес свое третейское решение: границы Армении должны проходить в вилайетах Вана, Битлиса, Эрзерума и Трапезунда.

Но постановление Севрского договора оказались хрупки, как севрский фарфор: они не были претворены в жизнь, и прежде всего потому, что державы Антанты, принимая эти постановления, заботились не столько об армянском народе, сколько об обеспечении своих империалистических интересов. Севрский договор был заключен не только без участия Советской России, но и в значительной мере против нее.

* Ллойд Джордж, Дэвид (1863-1946) - британский государственный деятель, лидер -Либеральной партии, премьер-министр в 1916-22 гг. Один из главных инициаторов созыва Парижской мирной конференции 1919-20 гг. и творцов Версальской системы договоров. Высказывался за положительное решение Армянского вопроса, убеждал страны Антанты вьполнить свои обещания относительно Армении - А.К.

[стр. 248]

Между тем, пока шли переговоры между державами-победительницами, Кемаль-паша сумел собрать значительные военные силы и не только отказался очистить ту территорию, о которой шла речь в Севрском договоре, но перешел границы Русской Армении. В Русской Армении в это время у власти стояли армянские буржуазные националисты - контрреволюционные дашнаки. Опираясь на поддержку Антанты, дашнакское правительство было занято борьбой с Советской Россией и меньше всего заботилось о национальных интересах Армении. Турция воспользовалась этим. Турецкие войска под командованием одного из наиболее реакционных турецких генералов, Кязыма Карабекира паши, почти без сопротивления вступили на территирию Армении, заняли Карс, Сурмалу, Александрополь (ныне Ленинакан). Антанта, сама прежде подстрекавшая дашнаков против турок, ничем не помогла Армении. Кязым Карабекир заставил дашнакское правительство подписать неслыханно тяжелый мир.

Согласно этому мирному договору, подписанному в Александрополе 2 декабря 1920 г.*, Армения фактически переходила под протекторат Турции. Она лишалась права содержать армию. Дашнаки уступали Турции Карсскую и Ардаганскую области и Сурмалинский уезд Эриванской губернии, оставляя только территории Эриванского и Эчмиадзинского уездов, с населением в 400 тысяч человек. Одновременно меньшевистское правительство Грузии уступило Турции Батумскую область.

* Дашнакское правительство, заключая этот договор, совершило не только предательский по отношению к народу, но и незаконный акт, так как в этот момент оно уже выло фактически свергнуто и почти во всей Армении выла ыстановлена советская власть.

[стр. 249]

Советская Армения

Армянскому народу в те дни угрожала смертельная опасность, если бы не пришло спасение со стороны Советской России. В эти роковые дни в Баку происходило объединенное заседание Кавказского бюро и ЦК компартии Азербайджана, на котором присутствовал И. В. Сталин. Товарищ Сталин произнес тогда исторические слова: "Нужно любой ценой спасти Армению, скорее спасти Армению".

В Армении вспыхнуло мощное всенародное восстание против национальных предателей - контрреволюционных дашнаков. Трудящиеся Армении, возглавляемые армянскими большевиками, свергли с помощью Красной Армии дашнакское правительство и установили советскую власть.

29 ноября 1920 г. Армения стала советской. "Да здравствует Советская Армения" - так была озаглавлена статья, написанная товарищем Сталиным вскоре после установления советской власти в Армении, в декабре 1920 г. Товарищ Сталин, приветствуя трудящихся Армении, свергших при поддержке русского народа реакционное, антинародное правительство дашнаков и установивших советскую власть, писал: "Армения, измученная и многострадальная, отданная милостью Антанты и дашнаков на голод, разорение и беженство, эта обманутая всеми "друзьями" Армения ныне обрела свое избавление в том, что объявила себя советской страной... Только идея советской власти принесла Армении мир и возможность национального обновления".

Кабальный Александропольский договор не был признан советским правительством. Поэтому во время происходивших тогда в Москве советско-турецких переговоров вопрос о взаимоотношениях между Турцией и Арменией был поставлен заново. Определение границы оказалось весьма трудным делом. Приходилось считаться с фактом, что хотя и не столь обширная, как по Александропольскому договору, но все же значительная часть территории Армении уже находилась в руках турок. Вместе с тем в той сложной международной обстановке, какая существовала в 1920-21 гг., государственные интересы Советской страны настоятельно требо-

[стр. 250]

вали мира с Турцией, а не войны, на которую провоцировали турок державы Антанты. Ввиду всего этого советско-турецкий договор, подписанный 16 марта 1921 г. в Москве, фиксировал уступку Турции Карсской и Ардаганской областей, а также Сурмалинского уезда Эриванской губернии.

13 октября 1921 г. в Карсе был заключен аналогичный договор между тремя закавказскими республиками при участии РСФСР. Оба договора имели своей основной предпосылкой, что Турция будет вести дружественную политику по отношению к СССР.

В таких условиях начинала свое существование Советская Армения. За 25 лет советской власти Армения из нищей, отсталой окраины превратилась в страну цветущего земледелия, развитой промышленности и многочисленных новостроек. Армения стала страной высокой культуры: в ней создана Академия наук Армянской СССР, открыты свыше десятка высших учебных заведений; страна покрылась густой сетью школ, театров и других культурно-просветительных учреждений. Составляя часть могущественного советского государства, Армения вносит свою долю труда в промышленность, сельское хозяйств, культуру и науку Советского Союза.

К Советской Армении прикованы взоры более миллиона зарубежных армян-беженцев, разбросанных по всему свету. В последнее время сюда устремляются сотни тысяч армян из различных стран. Родина приветливо встречает своих сынов. Недавним декретом советского правительства официально разрешена иммиграция зарубежных армян. Но нестерпимая территориальная теснота республики ограничивает ее. И это тогда, как отторгнутые от нее Турцией плодородные области - Карс, Ардаган и Сурмалу - в настоящее время слабо заселены.

Стихийная тяга на родину, которая наблюдается у армян, живущих за рубежом, с новой силой ставит вопрос о воссоединении армянских территорий, входивших в состав России, с Советской Арменией. Армянский народ страстно желает возвращения столь необходимых ему территорий под советское государственное знамя. Этим актом будут удовлет-

[стр. 251]

ворены лишь минимальные потребности армянского народа. Количество армян, живущих за рубежом, примерно такое же, какое находится в настоящее время на территории Советской Армении. Даже при возвращении Армении территорий в границах 1914 г. она не будет в состоянии вместить всех армян, желающих поселиться на родной земле. Поэтому мысль армян неустанно возвращается к восстановлению их территориальной целостности путем присоединения к Советской Армении наряду с территориями, захваченными у нее в 1920 г., также областей Вана, Битлиса и Эрзерума - этих исконных земель армянского народа, являющихся колыбелью его древней культуры.

На имя Генеральной ассамблеи организации Объединенных наций, на имя правительства Союза ССР и прави-телства Армянской ССР, на имя недавно избранного католикоса всех армян Георга VI со всех концов света, где имеются армянские колонии, беспрестанно поступают заявления, выражающие надежду на то, что под знаменем Армянской Советской республики будут, наконец, воссоединены исконные армянские земли и все армянское население, разбросанное по свету. Справедливость этих требований не вызывает сомнений. Армянский народ имеет все права и возможности использовать богатства своих исконных земель для процветания своего возрожденного национального государства.


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


Также по теме:

Дживелегов А.К. в энциклопедии Геноцид.ру

Арман Дж. Киракосян: И все таки он верил...

Джон Киракосян: Младотурки перед судом истории

Джон Киракосян: Западная Армения в годы первой мировой войны