АЛЕКСЕЙ ДЖИВЕЛЕГОВ И ЕГО ИСТОРИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Джон Киракосян


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


[стр. 160]

РУССКИЕ ПОБЕДЫ И АРМЯНСКИЙ НАРОД*

С трепетной радостью следит армянское общество за успехами наших войск в Галиции и на Востоке. Армянский народ понимает, что каждый удар, наносимый австрийцам или германцам, подвигает дело освобождения турецких братьев. Если успехи кавказской армии ведут ближе к цели, ибо они очищают территорию исторической Армении от поработившего ее варварского племени, то успехи на Стрыне и на Днестре важные в том отношении, что бьют по самым больным местам враждебной нам коалиции и закрепляют те непосредственные результаты, которых достигла Кавказская армия.

Успехам на кавказском фронте армяне стараются содействовать по мере сил. Много сотен армян-добровольцев погибли уже смертью храбрых в ущельях и равнинах Армении, легли в братские могилы, в перемежку с русскими солдатами. Среди жертв, принесенных армянами, есть уже люди, которых народ оплакивает, как самых дорогих своих сынов, и ище недавно армянские дружины и с ними весь армянский народ потеряли старого Кери, кровью своей увенчавшего победу нашего отряда под Ревандузом.

На западном фронте нет армянских добровольцев, сведенных в особые боевые части, как и на Кавказе. Но это не мешает армянскому народу ощущать победы русского оружия не только как триумф большого общероссийского дела, но и как приближение торжества армянских национальных чаяний. Свою долю жертв армяне, как граждане России, несут и на западном фронте. Струя армянской крови есть в тех потоках, которые льются теперь на обширном ратном поле от Припяти до Кавказа.

Армянский народ понимает необходимость не только таких жертв, которые несут все народности нашей великой общей родины, но и особых, сугубых жертв, обусловленных тем поворотным моментом национального развития, который он переживает сейчас. И те и другие жертвы он несет зная,

* Русские победы и армянский народ. - Армянский вестник, 1916,12 июня, Nо. 20, с.

1-2.

[стр. 161]

что без них его национальные идеалы долго еще останутся неосуществленными.

Понимает армянский народ и другое, что ему самому, ему одному, без помощи более сильных, никогда не стряхнуть турецкого ига. История научила его, что порабощенный народ, даже полный величайшего патриотического одушевления, непоколебимой уверенности, что она fara da se, "справится сам", как гордо мечтают итальянские патриоты Risorgimento, не может обойтись без помощи сильных. Помощь была нужна и Пруссии в 1812 г., и Италии - в 1859 и даже в 1866 гг., не говоря уже о таких государствах, как Греция, Бельгия, Болгария.

Армянский народ готов платить за эту помощь тем, что он имеет, самым дорогим своим достоянием - жизнью своих сынов. После того, как население Турецкой Армении было истреблено почти на половину, если не больше, - такие жертвы для маленького народа не легки.

И все с большей настойчивостью встает перед армянским народом вопрос о будущем устройстве Турецкой Армении. Какой юридический и политический status будет представлять собою страна после заключения мира, какой вид автономии даруют ей державы-победительницы? Для армянского народа этот вопрос — вопрос всего существования. Нет ничего удивительного, что каждый отбитый штурм Вердена, каждое продвижение итальянцев в Трентино, каждый новый десяток тысяч пленных, захваченных несравненными войсками ген. Брусилова*, каждый потопленный германский броненосец, - несет армянину вместе с радостным сознанием торжества культуры над варварством и милитаризмом еще и особенное ощущение. Это ощущение едва ли будет понятно человеку, у которого нет в прошлом долгих веков национального порабощения, у которого нет братьев и сестер, предаваемых беспрерывно поруганию и смерти во имя торжества

* Брусилов, Александр Александрович (1853-1926) - русский генерал от кавалерии. В первую мировую войну командовал 8-й армией в Галицийской битве, с 1916 г. -главнокомандующий Юго-Западным фронтом. В 1917 г, - верховный главнокомандующий. С 1920 г. служил в Красной армии, в 1923-24 гг. - инспектор кавалерии -А.К.

[стр. 162]

ислама и пантюркистских идеалов, у которого не хотят насильно нарушить светочь национальной культуры и отнять будущее.

Армянина это ощущение сопровождает всегда, и он, естественно, при каждом новом успехе союзников спрашивает себя: "когда же настанет для моих турецких братьев возможность человеческого существования? И чем эта возможность будет обеспечена?"

Армянский народ полон чувства признательности к России за ту помощь, которую она оказывает армянским беженцам из Турции, за то, что она трактует турецких армян, сдавшихся в плен, не как врагов, за то, что она старается ввести в оккупированных уже армянских областях временное управление под сенью которого армянское население могло бы вернуться на родные места и при содействии которого оно могло приняться за восстановление своих хозяйств. Ниже мы печатаем сведения о том, как предполагается организовать это временное управление оккупированных областей. Этот долг признательности по отношению к России армянский народ не забудет никогда.

Но узы признательности к великой соседке у армян будут еще крепче с того дня, когда Россия вместе со своими союзницами положит первый камень устройству Турецкой Армении, на совершенно новых началах, на началах автономии.

Поэтому, всякий факт, приближающий момент великого решения, заставляет биться армянское сердце. Поэтому, каждый успех ген. Брусилова наполняет его такою радостью.

[стр. 163]

БЕСЕДА ТАЛААТ- БЕЯ С НЕМЕЦКИМ ЖУРНАЛИСТОМ*

Ниже мы печатаем характерную беседу с одним из вдохновителей младотурецкой политики, министром внутренних дел Талаат-беем по вопросу об избиениях армян. Талаат старается сделать высококультурную мину и свалить вину частью на самих армян, частью на административные непорядки, господствующие в империи падишаха. Беседа шла с немецким журналистом, и смысл ее совершенно ясен. Ведь на основании фактов, сообщенных в печати, в том числе и в печати нейтральной, выяснилась картина, совершенно исключительная по холодной, обдуманной жестокости и дикому свирепству. Не оставалось ни малейшего сомнения в том, что избиения армян были произведены по заранее обдуманному плану, что главная часть этого плана заключалась в стремлении перебить как можно больше армян и что в составлении плана принимали ближайшее участие высокие друзья и покровители младотурецких варваров, германцы.

Заявления Талаата и преследовали цель опровергнуть с наибольшей возможной правдоподобностью все эти три положения. Еще бы: положение ведь очень изменилось с тех пор, как курдские орды, натравленные немецкими и младотурецкими офицерами, набрасывались на беззащитные, безоружные, полураздетые толпы армян, насиловали женщин, убивали мужчин; умыкали детей. Тогда младотурецкие заправилы были уверены, что победоносный германский орел без труда справиться с окружающими его врагами, что торжество немецкого оружия близко, что меч возмездия за совершенное преступление - величайшее в истории этой ужасной войны - минует палачей: и тех, головы которых украшены касками, и тех, у кого на них надеты красные фески.

Момент этого победного упоения давно миновал. У германского орла жестоко потрепаны крыля. Не далеко время, ему обломают окровавленный хищный клюв. Уже близит-

* Беседа Талаат-бея с немецким журналистом. — Армянский вестник, 1916, 3 июля, Nо.23, с. 1-2.

[стр. 164]

ся железная поступь богини возмездия. И мечутся в страхе преступники.

Как разрешится кровавый конфликт? Кому придется держать ответ перед культурной Европой за все содеянное? Кто предстанет на суд за избиение десятков и сотен тысяч невинных людей, за надругательства над женщинами и девушками, за нечеловеческие мучения, которым были подвергнуты дети и старики?

Грозные вопросы... И вот за преступлением следует клевета. Талаат уверяет, что армяне, опрошенные им, "не скрыли своих изменнических планов, оправдывая их лишь дурным политическим курсом в Турции". За это решено было их выселить в Месопотамию. А по дороге на них напали курды и слегка их погромили. Известное дело: курды - народ необузданный, не признают никаких законов. Впрочем, они "строго наказаны". В чем заключалось строгое наказание, Талаат благоразумно умолчал, но сделал жест, как бы желая отогнать кошмарные воспоминания.

Кого хотел обмануть своими инсинуациями и крокодиловыми слезами Талаат? Кто ему поверит кроме друга - немца и друга курда? Да и те будут улыбаться добродушной авгурской улыбкой: они знают, что на войне часто приходится уклоняться от истины. Европу обмануть не удастся. Есть люди, которые заняты собиранием фактов. Придет время, и факты будут предъявлены Талаату и немцам. И лягут на весы всей своей тяжестью.

Тогда послушаем, что будет говорить турецкий министр.


Предыдущая    Вернуться к содержанию     Следующая


Также по теме:

Дживелегов А.К. в энциклопедии Геноцид.ру

Арман Дж. Киракосян: И все таки он верил...

Джон Киракосян: Младотурки перед судом истории

Джон Киракосян: Западная Армения в годы первой мировой войны