Диаспора (Спюрк)

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ДИАСПОРА армянская, спюрк, армянские общины, существующие вне своей родины, этнической территории. Армянская Диаспора, в отличие от зарубежных армянских общин предшествующего периода, сформировалась вследствие осуществленного в 1915—23 гг. турецкими властями геноцида 1,5 млн. армян в Западной Армении и других районах Османской империи и депортации со своей Родины оставшихся в живых еще 1 млн. армян, которые в последующие годы расселились в различных странах мира. К концу 1920-х — началу 1930-х гг., после многочисленных миграций, пространственная структура Диаспоры в целом стабилизировалась. Армянские общины существовали в странах Среднего и Ближнего Востока. (Иран, Ирак, Ливан, Сирия, Иордания и других), Африки (Египет, Эфиопия и другие), Европы (Греция. Болгария, Румыния, Франция, Италия, Англия и других), а также в США, на Кипре, в Индии, Китае и других. Армянские общины существовали также в различных регионах СССР — на Северном Кавказе, в Крыму, Средней Азии, Тбилиси, Баку, Москве, Ленинграде, и других, где армяне обосновались с давних времен. С 1950-х гг. начался новый и продолжающийся до настоящего времени этап миграции армян Диаспоры, обусловленный неблагоприятной экономической ситуацией, дискриминацией этнических меньшинств, нестабильным внутриполитическим положением в ряде стран Востока (революция 1952 в Египте, гражданская война в Ливане, турецкая оккупация части Кипра, исламская революция в Иране, ирано-иракская война 1980—88 гг. и т. д.). Большинство армян эмигрировало в США, Канаду, Австралию, Францию, Англию; армянские общины образовались в Бельгии, ФРГ, Западном Берлине, Австрии, Швеции, Испании, Португалии и других странах. С учетом определенных социально-экономических, политических и культурных различий между принимающими странами в системе Диаспоры выделяются армянские общины стран Среднего и Ближнего Востока (Иран, Ливан, Сирия, Ирак и другие), стран Западной Европы и Северной Америки (Франция, Англия, США, Канада и другие), стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай и другие), стран Восточной Европы (Болгария, Румыния, и другие) и СССР. Армяне, обосновавшиеся в странах Среднего и Ближнего Востока, пополнили существовавшие здесь издавна армянские общины. После первоначального этапа адаптации армянское меньшинство успешно интегрировалось в социально-экономическую структуру принимающих обществ, чему способствовало также в целом дружественное отношение к нему местного населения. В Ливане и Иране армяне, будучи одной из крупных и признанных властями религиозных общин, представлены в парламентах этих стран. Армянские меньшинства в странах Востока в наименьшей степени подвержены процессам ассимиляции, что в основном обусловлено религиозными различиями (христианство—мусульманство) между армянами и местным населением. Абсолютное большинство армян стран Среднего и Ближнего Востока проживает в городах (в Ливане — Бейрут, в Сирии — Алеппо и Дамаск, в Иране — Тегеран и Тебриз, в Ираке — Багдад и другие), где отчетливо выделяются кварталы с преимущественно армянским населением. Характерные для армянских общин стран Востока, и в первую очередь, Ливана, Ирана, Сирии, высокий уровень развития этнического самосознания местных армян, вовлеченность их подавляющего большинства в общинную деятельность, наличие широкой сети различного рода организаций предопределили их роль как культурного и политического центра Диаспоры в период после второй мировой войны. Начавшаяся с 1950-х гг. эмиграция армян из Египта, Сирии, Иордании привела к уменьшению численного состава каждой общины и ослаблению этнической деятельности. Жизнедеятельность армянских общин в странах Европы и Северном Америки в начальном период была сопряжена с большими трудностями. В промышленно развитых странах Европы и Северной Америки вовлечение в сферу производственной деятельности предполагало наличие соответствующих профессиональных навыков, а поскольку большинство прибывших армян были земледельцами, ремесленниками или мелкими торговцами, то они на первых порах занимались неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. Новые поколения армян, выросшие и получившие образование в странах Запада, полностью восприняли нормы существующего образа жизни, что способствовало их ускоренной интеграции в данные общества, достижению статуса полноправных их членов, вовлечению в различные, в т. ч. и в высшие, звенья социальной структуры этих стран. Вместе с тем для армянских меньшинств в странах Запада характерно достаточно интенсивное протекание процессов ассимиляции. Иммиграция в страны Запада из стран Среднего и Ближнего Востока в определенной степени способствовала активизации этнокультурной, политической деятельности местных армян, возрождению их этнического самосознания, созданию, наряду с уже существующими, целой сети новых учреждений (школы, церкви, культ, и другие союзы и т. д.). В странах Латинской Америки немногочисленные группы армян проживали с конца ХIХ в. Однако армянские общины сформировались здесь в первые десятилетия ХХ в. вследствие массовой иммиграции армян из Западной Армении и Киликии. Местные армяне успешно интегрировались в социально-культурную и экономическую структуру этих обществ. Специфической особенностью общин этого региона является то, что количественный их рост происходит в основном путем естественного прироста армянского населения, вследствие чего здесь не наблюдаются резкие качественные изменения в самой жизнедеятельности общин, будь то в отрицательном (эрозия общин в странах Востока в результате эмиграции) или в положительном (активизация общинной деятельности в странах Запада в результате иммиграции) смыслах. Подобное относительно изолированное развитие местных общин в отсутствие постоянных и широких контактов с основными центрами Диаспоры создает определенные трудности в деле сохранения этнокультурной специфики армянских меньшинств в странах Латинской Америки. Часть депортированных в 1915— 23 гг. из Западной Армении армян иммигрировала в страны Восточной Европы (Болгария, Румыния, Венгрия и другие) и в некоторые районы Российской империи, где с давних времен существовали армянские общины. В период до второй мировой войны общины в Болгарии и Румынии отличались активной деятельностью и были одними из центров Диаспоры в Европе. После установления в этих странах социалистического строя здесь по примеру Советского Союза начала проводиться политика ограничения деятельности этнических меньшинств, имеющая целью их скорейшую ассимиляцию. В Советском Союзе подобная политика, начавшаяся под флагом борьбы с т. н. национализмом, осуществлялась с 1920-х гг. и с течением времени привела к ликвидации практически всех общинных структур этнических меньшинств, в т. ч. и армянского. Лишь начиная с 1988, в русле процессов демократизации, в ряде городов Прибалтики, Крыма, Северного Кавказа, а также в Москве, Ленинграде и других начали создаваться армянские культурные союзы, однодневные армянские школы и другие. Наряду с этим в 1988—90 вследствие политики геноцида в отношении армян, проживающих в Сумгаите, Баку и другие районах Азербайджанской ССР, практически все местное армянские население вынуждено было выехать в Армению и другие республики Советского Союза. Жизнедеятельность Диаспоры обусловлена наличием ряда социальных институтов, обеспечивающих внутреннюю сплоченность армянских общин, консолидацию ее членов вокруг определенных этнокультурных ценностей. Решающую роль в сохранении этнической самобытности армян Диаспоры играют армянская апостольская церковь, армянские школы и печать, многочисленные организации — политические партии, земляческие, культурные, благотворительные, научные, спортивные, студенческие, женские и прочие союзы, общества и ассоциации. Важными факторами, обуславливающими жизнедеятельность армянских общин, являются также влияние окружающей социально-культурной среды, форма расселения (компактное или дисперсное) армянских меньшинств, степень интенсивности связей с Арменией. Одной из важнейших характеристик Диаспоры является ее активная этнополитическая деятельность с целью решения Армянского вопроса — реализация права армянского народа на возвращение на свою родину — Западную Армению, воссоздание на ее территории национальной государственности, а также воссоединение с Советской Арменией территорий, насильственно отторгнутых от нее в 1920-х гг. Достижение этой цели является важнейшей задачей практически для всех без исключения организаций Диаспоры. В этом смысле 75-летняя история армянской Диаспоры это и история постоянной борьбы за справедливое решение Армянского вопроса, в которой выделяются четыре основных этапа. В течение первого этапа (1915—23) сотни тысяч армян, нашедших убежище в различных странах мира, были убеждены в своем скорейшем возвращении на родину и возможности восстановления национального суверенитета на территории Западной Армении. Эти ожидания связывались с поражением Турции в первой мировой войне, восстановлением армянской государственности на части территории Восточной Армении в виде Республики Армении, надеждой на осуществление справедливых условий Севрского мирного договора 1920. Однако ход событий, особенно решения Лозаннской конференции 1922—23, привели к совершенно иной, неблагоприятной политической ситуации, исключающей в обозримом будущем осуществление прав армянского народа. В этих условиях произошла смена приоритетов в жизнедеятельности Диаспоры и был взят курс на обеспечение социально-экономического самоутверждения армян в странах проживания, сохранение этнической самобытности и формирование национально-политического самосознания у новых поколений армян Диаспоры, рассматриваемых в качестве необходимой предпосылки борьбы за решение Армянского вопроса в будущем. С этой целью в течение последующего, второго этапа (1923—65) происходит формирование соответствующих этносоциальных структур в разных общинах армянский Диаспоры—различного рода организаций, школ, печати и других. После окончания второй мировой войны, в ходе которой десятки тысяч армян Диаспоры достойно сражались в составе союзнических армий, в рядах французских, греческих и других сопротивлений, появились новые надежды на решение Армянского вопроса, связанные с тем, что Турция вплоть до окончания войны занимала выжидательную позицию, а СССР выступил с требованием о присоединении ряда областей Западной Армении к Советскому Союзу. В этот период активизировали свою деятельность армянские политической партии (Гнчак, Дашнакцутюн, Рамкавар-Азатакан), принявшие многочисленные обращения к только что созданной Организации Объединенных наций, к правительствам США, Франции, Великобритании, СССР — с призывом восстановить историческую справедливость, содействовать возвращению армянского народа на его исконную родину. Однако интересы армянского народа вновь вошли в противоречие с военно-политическими интересами великих держав. В условиях начавшейся «холодной войны» и вступления Турции в НАТО, США отказались обсуждать вопрос о пересмотре границы между Турцией и СССР, а Советское Правительство в 1949, игнорируя стремления и право армянского народа, объявило, что не имеет никаких территориальных претензий к Турции. В течение третьего периода (1965—88) в армянских общинах к руководству пришло новое поколение, стремящееся к выработке целостной, долгосрочной программы политического решения Армянского вопроса. Исходя из опыта прошлых лет, в армянский Диаспоре пришли к осознанию своей особой роли в этой деятельности, поскольку основные приоритеты внутренней и внешней политики Советского Союза исключали какие-либо инициативы со стороны СССР и Советской Армении. В 1965 во всех общинах Диаспоры была широко отмечена 50-летняя годовщина геноцида армян в Турции. Армянские политические партии, многие общественные организации направляли соответствующие послания парламентам и правительствам различных стран. Результатами подобной беспрецедентной по масштабу политической деятельности стали выступление министра иностранных дел Кипра Киприану в "ООН в октябре 1965, призвавшего, к обсуждению Армянского вопроса; принятие в апреле 1967 на состоявшемся в Монтевидео межпарламентском съезде стран Латинской Америки решения содействовать обсуждению Армянского вопроса в ООН. Спустя три года парламент Уругвая поручил правительству страны и министру иностранных дел представить Армянский вопрос на рассмотрение ООН. В 1974 все три армянские политические партии впервые образовали общенациональный центральный орган в целях выработки единой программы действий в связи с предстоящей 60-летней годовщиной геноцида 1915. Новосозданная организация провела большую работу по ознакомлению мировой общественности с преступной политикой Турции в 1915—23 гг.; приняла обращение в адрес глав ряда государств, ООН, Европарламента, Всемирного Совета церквей и других международных организаций с требованием всестороннего обсуждения Армянского вопроса; обеспечила массовые политические акции со стороны каждой отдельной общины Диаспоры. Несмотря на определенные сдвиги в направлении признания и осуждения геноцида армян 1915 в Диаспоре росло неудовлетворение результатами подобной политической деятельности. Часть молодежи Диаспоры стала склоняться к мнению, что сугубо дипломатическими мерами невозможно разорвать порочный круг замалчивания Армянского вопроса, и, что необходимы более действенные методы воздействия на мировое общественное мнение. В качестве подобного метода было избрано проведение вооруженных акций против дипломатических представителей Турции в различных странах (см. Армянская секретная армия освобождения Армении). Вооруженные выступления армянских групп, проводимые под флагом национально-освободительной борьбы, преследовали следующие основные цели — осудить ведущие страны мира, безразличие которых к Армянскому вопросу и вынудило армян прибегнуть к подобным крайним методам борьбы за справедливость; продемонстрировать Турции, что осуществленный ею геноцид армян не достиг своей цели, что армянский народ никогда не откажется от права возвращения и проживания на своей родине; укрепить веру армянского народа в том, что его молодежь, выросшая вдали от родины предков, унаследовала заветы своих отцов и дедов и во имя их осуществления готова пожертвовать жизнью. Предпринятые акции стимулировали обсуждение Армянского вопроса на самых различных уровнях, начиная со средств массовой информации и кончая парламентами и правительствами ряда стран. В это же время активизировались те круги Диаспоры, которые связывали решение Армянского вопроса прежде всего с новыми формами политической деятельности. Началась широкая лоббистская деятельность армянских общин в парламентах, правительствах ряда стран, в первую очередь США, Франции и других, проводимая посредством созданных с этой целью специальных организаций (см. Армянская Ассамблея, Армянский Национальный комитет). Взяв на вооружение принятые в странах Запада методы политической борьбы, новое поколение Диаспоры придало качественно иной характер борьбе армянского народа за признание его исторических прав, в ходе которой достигнуты определенные результаты. В августа 1983 Всемирный Совет церквей на своей VI ассамблее (Ванкувер, Канада) признал факт совершения Турцией геноцида армян в 1915 и обратился к Генеральному секретарю ООН с призывом признать этот факт. В апреля 1984 в Париже авторитетная международная организация — Постоянный трибунал народов — после обсуждения вопроса с участием представителей Турции признал ее виновной в совершении геноцида армян и принял соответствующее обращение в адрес ООН. Начиная с 1975 в конгрессе США неоднократно обсуждаются резолюции, призывающие признать факт совершения геноцида армян, однако под давлением администрации США эти резолюции отклоняются сенатом. Тем не менее, в 1990 в штате Калифорния 24 апреля было провозглашено «Днем памяти жертв геноцида армян». В июле 1987 Европарламент осудил геноцид армян 1915, призвал Турцию признать факт его совершения и вступить в диалог с представителями армянского народа (см. Европейского парламента резолюция...). С 1988 борьба за справедливое решение Армянского вопроса вступила в новый этап, связанный с требованием армянского населения Нагорного Карабаха о воссоединении территории области с Советской Арменией, от которой она была насильственно отторгнута и включена в состав Азербайджанской ССР в 1921. Это движение нашло широкую поддержку со стороны Диаспоры, т. к. воссоединение НКАО с Арменией является составной частью Армянского вопроса. Начавшиеся в Армении процессы демократизации, выработка новой политики в отношении Диаспоры и, наконец, вовлечение основной части армянского народа в борьбу за справедливое решение Армянского вопроса придало новый импульс Диаспоре, возродило надежды, что совместными усилиями станет возможным осуществление исконных и неотъемлемых прав всего армянского народа.